Вагнер Георгий Карлович

(1908–1995)

Родился 6 (19) октября 1908 г. в городе Спасск Рязанской губернии в семье служащего и учительницы музыки. Окончив художественно-педагогический техникум в Рязани (1930), преподавал в течение двух лет изобразительное искусство и историю искусства в том же техникуме, а в 1933–1937 гг. заведовал картинной галереей в Рязанском областном краеведческом музее. В 1934–1937 гг. учился на высших музейных курсах Наркомпроса. В 1937 г. был репрессирован и на 5 лет сослан в лагеря Хатыннах Магаданской области. Работал на золотых приисках, затем художником лагерного клуба.

По возвращении в Рязань в 1947 г. Вагнер работал старшим научным сотрудником областного художественного музея. В 1949 г. был вновь арестован и сослан в Красноярский край, где работал в геологических партиях чертежником.

Освободившись, в 1955 г. Георгий Карлович участвовал в археологической экспедиции под руководством А. П. Окладникова.

В Москве, куда Георгий Карлович приехал в 1956 г., после долгих поисков работы его взял к себе в Институт археологии академик Б. А. Рыбаков. Вскоре скромный лаборант архива Вагнер, не имевший даже законченного высшего образования, начинал выпускать научные статьи. Его взяли с собой на полевые сезоны в Чернигов и Владимир Б. А. Рыбаков и Н. Н. Воронин. После этого Г. К. Вагнер пишет ставшие классикой археологии искусства труды: «Скульптура Владимиро-Суздальской Руси. Юрьев-Польской» (М., 1964), «Мастера древнерусской скульптуры» (М., 1966), «Скульптура Древней Руси. XII в. Владимир. Боголюбово» (М., 1969).

В расшифровку рельефов Георгиевского собора Юрьева-Польского, построенного за несколько лет до нашествия Батыя, Г. К. Вагнер внес особый вклад. Из вагнеровской реконструкции фасадов видно, что местные мастера орнаментальной вязи уже существенно отошли от так называемого романского стиля, в котором выполнялся декор владимирских соборов — Успенского и Димитриевского. Орнамент Георгиевского собора заключал в себе не отвлеченно-космологические символы, а образы, в которых выразилось стремление его создателей прославить и Владимире-Суздальскую землю, и Русскую землю в целом. И если летописи в связи с постройками времен Андрея Боголюбского (Успенский собор, храм Покрова на Нерли, Боголюбовский замок) указывают на участие «мастеров от немец», то Георгиевский собор, как это убедительно доказал Вагнер, - произведение русских мастеров, освоивших совершенно новый для той эпохи стиль архитектурной пластики.

В 1968 г. представил к защите кандидатскую диссертацию, но ему в особом порядке (вследствие исключительной значимости научных трудов) была присуждена степень доктора искусствоведения. В 1980 г. награжден золотой медалью Академии художеств СССР. В 1983 г. получил Государственную премию СССР. В 1992 г. Рязанским городским советом присуждено звание Почетного гражданина города Рязани.

Скончался Георгий Карлович 25 января 1995 г. Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве. Имя Г. К. Вагнера в 1998 г. присвоено Рязанскому художественному училищу.

Г. К. Вагнер – автор свыше 200 научных работ. Основные труды посвящены владимиро-суздальской скульптуре XII-XIII вв. Всесторонний анализ фасадной пластики соборов Владимира, Боголюбова, Суздаля, Юрьева-Польского (истолкование конкретного содержания резьбы, ее философского смысла, освещение вопроса о мастерах-резчиках и др.) позволили Вагнеру перейти к работам обобщающего характера, в результате чего был создан ряд монографий, посвященных историко-философским аспектам искусства Древней Руси («Проблема жанров в древнерусском искусстве». М., 1974 и др.).

 

Источники:

Грубе А. А. Георгий Карлович Вагнер // Московский журнал. - 2003. - №8. - С.16-18.

Календарь знаменательных и памятных дат Владимирской области на 2018   год. – Владимир, 2017. –  С. 91-92.

Персоналия: Вагнер Георгий Карлович (доктор искусствоведения, исследователь культуры и искусства Владимиро-Суздальской Руси)
Ключевое слово: искусствоведы

Похожие материалы