Успенский собор во Владимире

Владимирский Успенский собор – прекрасный образец белокаменного зодчества, совершенный пример технического и строительного мастерства, не имеющего повторений в мировой практике. Он отмечен необычайной гармонией и совершенством архитектурных форм и представляет собой синтез архитектуры и монументального искусства.

Первым строителем храма был великий князь Андрей Боголюбский, при котором Владимир переживал свой расцвет. Возведение храмов имело огромное значение в политике князя.

Собор был посвящен одному из важнейших в христианском мире событий – Успению Богоматери. По своей духовной значимости Успенский собор занял место Софийского в Киеве – первого очага церковности на Руси.

Собор оставался важным духовным центром и после перенесения столицы из Владимира в Москву. В разное время здесь побывали многие русские князья и цари. В 1511 г. сюда на богомолье прибыл великий князь Василий III, а в 1552 г. – его сын, Иван Грозный. В 1645 г. собор посещал первый царь из династии Романовых – Михаил Федорович.

В 1744 г., когда по указу императрицы Елизаветы Петровны во Владимире была учреждена самостоятельная епископия, Успенский собор становится кафедральным.

В 1767 г., направляясь из Казани в Москву, во Владимире побывала императрица Екатерина II, щедро одарившая Успенский собор. В 1798 г. здесь побывал император Павел I, со своими сыновьями. Позже, во время посещения города, собор почтили визитом Александр I, Николай I, Николай II с семьей (в 1913 г.).

После Октябрьской революции собор был закрыт. Вновь храм освятили 7 апреля 1944 г.  В 1951-1954 гг. здесь провели масштабные реставрационные работы. В 1958 г. в храме проходили торжества по случаю 800-летия его постройки.

Собор представляет собой сложное архитектурное сооружение. Он имеет два периода строительства, с разницей в 25 лет.

Успенский собор 1158–1160 гг.
Реконструкция Н. Н.Воронина.

Возведение собора при Андрее Боголюбском было начато 8 апреля 1158 г. В 1161 г. строительство было закончено. Это был одноглавый шестистолпный трехнефный храм, который увенчивался одним барабаном со шлемовидной главой. Снаружи к углам западного фасада примыкали лестничные башни.

13 апреля 1185 г. во Владимире случился страшный пожар и собор выгорел внутри и снаружи.

Успенский собор на гравюре XIX в.

Преемник Андрея Боголюбского, князь Всеволод Большое Гнездо значительно расширил храм. В 1185-1189 гг. он обстроил его с трех сторон галереями. Стены старого храма были частично разобраны и превращены во внутренние столбы. Были достроены 5 цилиндрических барабанов с шлемовидными главами. В результате перестроек собор стал более мощным и величавым. Снаружи Успенский собор имеет довольно скромное убранство и не отличается богатой резьбой.

Роспись собора производилась в разные периоды и в разной технике. Фресками он был расписан в XII-XII вв. В XVIII в. на смену фрескам пришла масляная живопись. А в конце XIX в.  собор расписали в технике темперно-клеевой живописи. До наших дней сохранились фрагменты росписи 1161 г.

Фрески Андрея Рублева и Даниила Черного в Успенском соборе.

Летом 1408 г. Успенский собор начала расписывать артель Даниила Черного и Андрея Рублева. Помимо сцен «Страшного суда» до нашего времени дошли еще некоторые фрагменты росписи этих мастеров. Тогда же был создан иконостас собора.

При Екатерине II иконостас заменили на более пышный, в стиле барокко и классицизма. А в 1810 г. к собору пристроили колокольню в стиле классицизма с элементами неоготики.

Фрагмент центрального иконостаса, 1767-1774 гг.

Известно, что одноименный собор Московского Кремля возводился в XV в. по образцу владимирского.

Комплексные восстановительные работы проводились в храме в 1882-1884, 1950-1954, 1974-1982 гг.  Открытие древних фресок началось с середины XIX в. Реставрация их в 1918 г. проходила под руководством академика И. Э. Грабаря. Фрески также реставрировали на протяжении нескольких периодов: в 1927-1937, 1945-1954, 1962-1964, 1975-1982, 1993-2003 гг.

В Успенском соборе со времен Всеволода III помещались захоронения представителей княжеской династии и наиболее выдающихся святителей. Усыпальница собора представляет собой выдающийся памятник истории мемориального характера.

 

Источники:

Скворцов А. И. Наследие земли Владимирской. Русь белокаменная. – Владимир, 2012. – С. 183-190, 198, 201, 205, 216, 225.

Похожие материалы