Дмитриевский собор во Владимире
Построен в 1194–1197 гг. при князе Всеволоде III Большое Гнездо как дворцовый храм в честь его небесного покровителя – Дмитрия Солунского и по случаю рождения у князя сына Дмитрия. Храм несет в себе идею прославления могущества Владимирской земли и самого Всеволода.
Изначально собор входил в комплекс построек княжеского двора. Это был один из самых красивых и самых оригинальных соборов Древней Руси. В результате многочисленных городских пожаров, со временем первоначальный облик собора был утрачен.
В 1380 г. собор лишился своей главной святыни – гробовой доски святого Дмитрия Солунского, которая по велению московского князя Дмитрия Донского была перенесена в московский Успенский собор.
В 1838 г. были уничтожены примыкавшие к собору древние галереи и лестничные башни с всходами на хоры, являвшиеся частью дворцового ансамбля.
Дмитриевский собор представляет собой одноглавый, крестово-купольный храм с тремя мощными полуцилиндрическими апсидами с восточной стороны, щелевидными окнами. Он являет собой образец развитого стиля владимиро-суздальского зодчества. Построен в технике полубутовой кладки и в пропорциях «золотого сечения», благодаря чему простая конструкция храма отличается гармонией и прочностью всего сооружения.
Снаружи собор имеет изысканный, поистине царственный убор из резных камней. Внизу тонкой резьбой оторочены порталы, выше аркатурный пояс подчеркивает ярусность высотной композиции, еще выше – густо заполненные резьбой поля прясел, наконец, на барабане резьба заполняет простенки между оконных проемов и все это завершается шлемовидным куполом с большим крестом, исполненным в технике золочения просечной меди. Все детали собора несут на себе смысловую и функциональную нагрузку. Даже укрепленный на кресте голубь, когда-то находившийся в интерьере собора, являясь символом Святого Духа, выполняет роль флюгера.
В скульптурном убранстве храма насчитывается около 1500 резных камней, развивающих сложную философию жизни. Мотивы резьбы по камню разнообразны, но ведущими являются изображения растений, птиц, зверей, охотничьи сцены. Вся резьба подчинена единому идейному замыслу, заключающемуся в прославлении красоты и совершенства мира, созданного Всевышним по законам гармонии. Это гимн Творцу: «Всякое дыхание да хвалит Господа». Многие резные камни со временем были умело подновлены мастерами XIX века.
Внутри стены и своды собора в древности были покрыты прекрасной фресковой живописью, выполненной греческими мастерами и частично сохранившейся до наших дней. До революции собор имел красивый резной позолоченный иконостас. В 1931 г. он был отдан в ОГПУ на смывку позолоты. В конце 30-х годов XX в. была разобрана стоящая рядом с собором невысокая в древнерусском стиле звонница, построенная в 1883 г. «тщанием и усердием» соборного старосты купца В. Н. Муравкина. Усилиями владимирских реставраторов под руководством А. В. Столетова в 1941–1952 гг. собор был спасен от катастрофы разрушения. Во время реставраций также было установлено, что собор неоднократно менял цвет фасадов, особенно в XIX в. Так, например, в 1808 г. фасад был темно-красным с белыми рельефами.
В 1783 г. внутри храма был похоронен владимирский наместник Р. И. Воронцов – отец выдающихся государственных деятелей XVIII в. – Е. Р. Дашковой и А. Р. Воронцова. Потомками графа был установлен памятник (пер. пол. XIX в.) – скульптурное надгробие над могилой.
Собор был действующим до 1918 г. В феврале 1919 г. передан музею. В 1958–1974 гг. в нем размещалась музейная экспозиция, посвященная владимирскому белокаменному зодчеству. Крупные реставрации памятника проводились в 1974 и 1999 гг. Ныне храм недействующий и открыт как музей.
Дмитриевский собор является памятником федерального значения, а также внесен в список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Источники:
Бубнов С. Л. След в бесконечности. Памятники Владимира : справочник-путеводитель. – Владимир, 2003. – С. 37-38.
Памятники истории и культуры Владимирской области : каталог / Ком. по культуре администрации Владим. обл. ; [сост. Косткин В. А. и др.]. – Владимир, 1996. – С. 26.