Всего на сайте
изданий:  2976
статей:  918
Электронная библиотека
search

Церковь Покрова на Нерли

Храм расположен в полутора километрах от Боголюбова, на берегу Нерли, близ впадения ее в Клязьму.

Основанием для датировки ранее был текст позднего жития князя Андрея, где указывается 1165 год. Соответственно, считается что церковь построена Андреем Боголюбским как памятник триумфальной победы его войск над Волжской Болгарией в 1164 году и имеет мемориальный характер: в тех битвах от ран скончался его старший сын Изяслав.

Однако академик Сергей Заграевский и историк Татьяна Тимофеева на основании летописей обосновали в качестве датировки церкви Покрова 1158 год.

Храм посвящен празднику Покрова Богоматери, который впервые был установлен Андреем Боголюбским во Владимиро-Суздальском княжестве и празднуется 1 октября (по новому стилю – 14 октября).

По своему местоположению церковь служила своеобразными речными воротами в столицу Владимиро-Суздальской Руси. Здесь находилась пристань, куда приплывали посольские и купеческие корабли. В их честь в богато убранном храме устраивались торжественные службы. Блеск и богатство, которыми сопровождались приемы, должны были поразить гостей и удивить еще большим великолепием, которое ожидало их в Боголюбове и в самом Владимире. Тем самым архитектура выполняла политические задачи и была отражением княжеской воли.

За свою многовековую историю храм многое претерпел. До 1764 года здесь находился небольшой монастырь, после чего церковь была приписана к Боголюбскому монастырю. В 1794 году невежественные церковные власти предназначили храм к сломке. Только случай (подрядчик запросил слишком большую сумму за разборку) спас памятник мирового значения от неминуемой гибели. В 1877 году факт недопустимого отношения к памятнику стал даже предметом специального рассмотрения в Московском Археологическом обществе.

В архитектурном отношении церковь представляет собою характерный для владимиро-суздальского зодчества одноглавый княжеский собор крестово-купольного типа с небольшой трехчастной апсидой с востока. В плане храм представляет собою почти квадрат.

В результате археологического обследования храма, проведенного в 1954–1955 годах Н. Н. Ворониным, было обнаружено, что он стоял на своеобразном насыпном подиуме, что с трех сторон церковь окружала галерея, а у юго-западного ее угла находилась башня, откуда можно было через дверной проем в южной стене, сохраняющийся и ныне, попасть на хоры собора.

Данные тех же археологических раскопок позволяют предположить, что холм, на котором стоит храм, был облицован белым камнем с тесаными желобами для отвода воды.

Легкое резное убранство храма снаружи скромно, но вместе с тем выразительно и согласовано с архитектурой.

В создании скульптурного убранства собора участвовали, видимо, уже местные владимирские мастера, а не романские из Западной Европы, как в Боголюбове. Об этом свидетельствуют стиль и манера исполнения рельефов, исходящие из навыков народной резьбы по дереву.

Закомары центральных прясел всех трех фасадов (кроме восточного) украшены рельефами с изображением библейского царя псалмопевца Давида, сидящего на троне в окружении львов и птиц, внимающих ему и олицетворяющих земные и небесные стихии.

В боковых закомарах расположены резные грифоны с ланью в когтях. Ниже, над окнами, установлены женские маски. Это символы женского божества, олицетворяющие собою культ Богородицы. Таких масок на фасадах собора – 21.

Еще ниже, возле окон центрального прясла, над порталами, представлены лежащие львы. Это бдительные стражи храма, не пропускающие в него злые и враждебные силы.

В храм ведут три изящных резных перспективных портала.

Известно, что при Андрее Боголюбском храм был украшен росписями. К ХIX веку, времени открытия и первого упоминания о древних росписях собора, фрески сохранялись уже только фрагментарно в верхних частях здания. В 1859–1860 годах остатки сохранявшейся в храме Покрова живописи были зафиксированы по заданию Академии художеств Ф. Г. Солнцевым.

В последние годы древняя живопись подробно исследована учеными. Проведена полная консервация ее штукатурного грунта и красочного слоя. На основе натурного материала реставратором А. П. Некрасовым была выполнена копия остатков росписи в куполе с изображением Христа Пантократора и окружающих его архангелов, серафимов и херувимов.

Красочную палитру росписи составляли немногочисленные, но яркие цвета: желтые, красные и коричневые (охры), синий (лазурит), зеленый (глауконит с малахитом), черный (древесный уголь), белый (известковые белила). Чаще всего употреблялись не чистые, а смешанные краски. В технике живописи наблюдается яркое своеобразие, идущее от местных художественных особенностей письма.

В отличие от Дмитриевского собора, отмеченного печатью мужественной красоты, храм Покрова на Нерли необычайно женственен и поэтичен. Пленительная тонкость пропорций, изящество форм, глубокая одухотворенность и лиричность архитектурного шедевра захватывают и очаровывают зрителя.

Церковь Покрова на Нерли входит с 1992 года в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО под названием «Белокаменные памятники Владимира и Суздаля». Боголюбовский луг, на котором расположена церковь, ныне является особо охраняемой природной территорией и историко-ландшафтным комплексом регионального значения.

Храм находится в совместном ведении Русской православной церкви и Владимиро-Суздальского музея-заповедника, а также является подворьем Богородице-Рождественского монастыря Владимирской митрополии.

Источники:

Скворцов А. И. Церковь Покрова на Нерли // Наследие земли Владимирской. Русь белокаменная / Александр Скворцов. – Владимир : [б. и.], 2012. – С. 310–314.

Заграевский С. В. К вопросу о реконструкции и датировке церкви Покрова на Нерли // Материалы областной краеведческой конференции (20–21 апреля 2007 г.). – Владимир, 2008. – Т. 2. – С. 3-12. 

Церковь Покрова на Нерли. – Текст: электронный // Культура.РФ : [сайт] / Министерство культуры Российской Федерации. – URL: https://www.culture.ru/institutes/12033/cerkov-pokrova-na-nerli (28.07.2020).