Архитектурный ансамбль в Боголюбово
В 1160–1170-е годы по своим размерам и значимости Боголюбово было «полноценным» городом вполне сопоставимым с Суздалем, Юрьевом-Польским или Дмитровым.
Свою княжескую резиденцию в пригороде Владимира князь Андрей Боголюбский строил как неприступную крепость, беря тем самым под свой контроль всю торговлю оппозиционно настроенного к нему ростово-суздальского боярства. Но до сегодняшних дней дошли лишь немногие остатки от былого величия его белокаменной резиденции. На месте сооружений замка расположены монастырские постройки.
Строительство загородного замка было начато в 1158 году и длилось до 1165 года. По замыслу Андрея Боголюбского, это должен был быть небольшой, но хорошо укрепленный замок, по примеру западноевропейских. Он был окружен мощными земляными валами, имевшими в основании до 20 м и высоту до 6 м. Поверх валов были воздвигнуты белокаменные стены с боевыми башнями. За валами располагались рвы, наполненные водой. В плане крепость представляла собою четырехугольник неправильной формы. Самая протяженная ее сторона выходила к крутому берегу Клязьмы, протекавшей под стенами города (ныне русло реки переместилось к югу, образовав обширную пойму). Периметр валов достигал 800 м. Княжеская часть города с дворцом и собором занимала юго-западный участок крепости. Еще и сегодня здесь можно видеть остатки оплывших валов и заболоченного рва.
Большую часть времени Андрей Боголюбский проводил в своей загородной резиденции. Здесь по его зову собирались военные дружины, здесь же он принимал иностранных послов и богатых купцов, занимался другими важными государственными делами.
Но расцвет Боголюбова был недолгим. Ночью 28 июня 1174 года князь жестоко был убит в своем замке заговорщиками. Дворец был разграблен. Вскоре в округе вспыхнуло восстание крестьян и ремесленников против княжеских приближенных и бояр. Восставшие подвергли город опустошительному разорению.
Монголо-татарское нашествие окончательно привело Боголюбово в упадок. В XIII веке на его развалинах был основан Боголюбский монастырь.
В середине XII века были поставлены белокаменные Святые ворота с надвратной церковью апостола Андрея Первозванного. Сегодня на их месте стоит надвратная Успенская церковь-колокольня. Она построена в 1814 году в линии ограды и занимает доминирующее положение в монастырском ансамбле.
За воротами вздымается громада собора Боголюбской Богоматери. Свое название храм получил в честь знаменитой иконы Боголюбской Богоматери, написанной в середине XII века по заказу князя Андрея для своего загородного дворца (сейчас она хранится во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике музее). Собор возведен в 1855–1866 годах в центре монастыря.
К востоку от собора расположен двухэтажный келейный корпус. Он построен в 1830 году в строгих и скупых формах классицизма. По его образцу в 1883–1884 годах был возведен келейный корпус в Благовещенском монастыре в Муроме. Протяженное с юга на север здание замыкает пространственную композицию монастыря с восточной стороны.
В западной части монастырской территории находятся еще два двухэтажных корпуса. Один из них – дом архимандрита, построенный в 1786 году, другой – дом келаря (вторая половина XVIII века), в котором до 1883 года находилась небольшая домовая церковь мученика Иустина Философа. В XIX веке оба здания были сильно перестроены.
Возле южной стены монастыря, замыкая соборную площадь с юга, расположена Благовещенская трапезная церковь. Она сооружена в 1683 году на месте древней церкви мученика Леонтия, возведенной еще Андреем Боголюбским в 1160 году. В начале XIX века церковь была перестроена и значительно утратила первоначальные формы. Однако это весьма интересный образец трапезных храмов XVII века. Первый этаж использовался под хозяйственные нужды, второй представлял обширную светлую палату, перекрытую крестовыми сводами.
На древней дворцовой площади находятся постройки, относящиеся ко времени Андрея Боголюбского.
Внимание привлекает небольшая открытая часовня, стоящая посреди площади. Она сооружена в конце XVII века из кирпича и представляет собою сферический шатер. Благодаря удачному местоположению и миниатюрности форм, постройка вносит в ансамбль соборной площади элемент особой привлекательности. Археологическими раскопками Н. Н. Воронина в 1934-1938 годах было установлено, что часовня стоит на месте, где при Андрее Боголюбском находился великолепный резной киворий в виде восьмиколонной аркады с круглой водосвятной каменной чашей посередине.
Сама площадь была замощена белым камнем. Помимо кивория, на ней стояла еще белокаменная колонна (так называемый богородичный столп), окованная золоченной медью и увенчанная четырехликой капителью с изображением Богоматери.
С востока площадь замыкали величественные постройки – белокаменный княжеский дворец и собор. Дворец не сохранился, а от собора остались лишь некоторые фрагменты.
Собор Рождества Богородицы являлся центром всего дворцового ансамбля. Храм был построен князем в 1158–1165 годах в память о рождении у праведных Иоакима и Анны Пресвятой Девы Марии. Это характерный для Владимиро-Суздальской Руси одноглавый четырехстолпный храм с тремя апсидами. Особенно изысканным было его убранство, которое поражало современников.
Украшением храма была и икона «Боголюбской Богоматери». В летописи Боголюбова монастыря, написанной игуменом Аристархом, рассказывается, как Андрею, по приезду его во Владимирскую землю, во сне явилась Богоматерь, и повелела построить на этом месте храм.
Собор был расписан, но сегодня от стенных росписей, выполненных византийскими мастерами, ничего не сохранилось. Но и этим не исчерпывалась красота и богатство интерьера. Полы в соборе были выложены листами красной меди, а на хорах – разноцветными майоликовыми плитками с изображением птиц и цветов. Интерьер украшали четыре величественные круглые колонны с аттическими базами и вызолоченными пышными лиственными капителями.
В убранстве фасадов широко была использована белокаменная резьба. Резными были перспективные порталы, которые обрамляли входы в собор. Резной аркатурно-колончатый пояс охватывал храм со всех сторон. Резные маски в виде женских и львиных голов украшали стены. От них лишь три львиные маски сохранились на западном фасаде.
К сожалению, храм не сохранился в первоначальном виде. В 1722 году из-за значительных перестроек, в том числе из-за расширения окон, верх здания обрушился. В результате от древнего храма сохранилась лишь часть северной стены с переходом на хоры и лестничной башней.
В 1751–1756 годах собор был вновь отстроен на старом основании, но уже в духе барокко, о чем напоминают многие фасадные элементы.
В древности с южной и северной стороны от собора стояли угловые башни, соединенные с собором переходами. Южная башня (не сохранилась) выводила на боевую площадку южной крепостной стены замка. Сохранившаяся северная башня с переходами на хоры собора соединяла храм с княжеским дворцом (сегодня на его месте расположен келейный корпус). Таким образом, посредством целой системы переходов из дворца можно было попасть в собор и на крепостные стены.
Сохранившаяся лестничная башня с переходом, примыкающая к собору с севера, является ныне уникальным памятником гражданского зодчества XII века.
Переход представляет собою небольшое прямоугольное помещение, перекрытое сомкнутым сводом. Оно расположено над проездной аркой, через которую с дворцовой площади попадали во внутренний двор. Из этого помещения на хоры собора ведет арочный проем двери.
С улицы на переход можно попасть только через лестничную башню. Это двухъярусная постройка, квадратная в плане. Первый ярус ее представляет узкую винтовую каменную лестницу, расположенную вокруг массивного центрального столба — опоры. Лестница делает вокруг него два с половиной оборота и выводит в помещение второго яруса. Отсюда одна дверь (южная) ведет на переходы в собор, а другая (северная), ныне заложенная, вела на переходы, которые вели в жилые княжеские палаты.
Таким образом, лестничная башня связывала дворец с собором и служила своеобразными сенями. Завершается лестничная башня шатровой колокольней, надстроенной из кирпича в XVII веке. Вход в башню находится с востока, со стороны внутреннего двора. В древности он был обрамлен резным порталом с полуциркульной аркой. Массивная дубовая дверь, открывавшаяся внутрь башни, вращалась на специальных опорах, вставленных в выдолбленные в полу и в притолоке лунки. Проводившиеся по памятнику во второй половине XX века реставрационные работы носили преимущественно консервационный характер.
В 1891 году живописец из села Палех Вязниковского уезда Лев Иванович Парилов заново расписал собор Рождества Богородицы и переходы палат, где находился придельный храм во имя святого благоверного князя Андрея Боголюбского. На западной стене собора была повторена композиция «Страшный суд» Андрея Рублева из Успенского собора во Владимире, а в переходах палат широко развернуты сцены, связанные с убийством здесь в 1174 году Андрея Боголюбского.
Не менее интересны росписи в переходе палат, впервые выполненные в 1764 году монастырскими живописцами по мотивам древнерусской «Повести об убийстве Андрея Боголюбского», а в конце XIX века переписанные. Выполненные в яркой иконописной манере «русского стиля», они являют собою образец живейшего интереса к далекой старине.
Источники:
Скворцов А. И. Боголюбово // Наследие земли Владимирской. Русь белокаменная / Александр Скворцов. – Владимир : [б. и.], 2012. – С. 294–303.
Заграевский С. В. Великокняжеский замок в Боголюбове : опыт графической реконструкции // Материалы XVII межрегиональной краеведческой конференции (20 апреля 2012 г.). – Т. 1. – Владимир, 2013. – С. 296–312.
Заграевский С. В. Боголюбовский архитектурный ансамбль конца 1150-х–начала 1170-х годов : вопросы истории и реконструкции // Памяти Андрея Боголюбского : сборник статей. – Москва ; Владимир, 2009. – С. 141–167.