Всего на сайте
изданий:  3529
статей:  1074
Электронная библиотека
search

Никитская церковь (г. Владимир)

Храм расположен на остатках одного из городских валов XII века. Ранее церковь также именовалась Предтеченской по одному из приделов во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи.

Кроме того, здесь был придел, посвященный святым Косме и Дамиану. По этой причине основание церкви многие краеведы относят к XII веку и связывают его с Козьмодемьянским монастырем. Согласно Ипатьевской летописи, его игумен Арсений на третий день после убийства князя Андрея Боголюбского в 1174 г., пренебрегая опасностью, первым явился в княжеские палаты и совершил погребальное отпевание над телом убитого князя. Однако, другие исследователи считают, что Арсений был игуменом суздальского Космодамианского монастыря.

О владимирском же монастыре во имя святых Космы и Дамиана ничего не известно. Но, если монастырь и существовал, то, вероятно, был небольшой и включал в себя деревянные здания. Сведений о его упразднении также нет.

Таким образом, история Никитской церкви до XVII века почти неизвестна.

В 1628 г. в патриарших окладных книгах значится «церковь великого Христова мученика Никиты в земляном городе». В XIX в. в церкви хранился антиминс, из надписи на котором следовало, что в 1633 г. была освящена церковь во имя великомученика Никиты, а в 1656 г. – во имя Рождества Пресвятой Богородицы. А в конце XVII в., при Иоанне и Петре Алексеевичах, Никитская церковь, судя по надписи на имевшемся в храме кресте, была ружной (ружный храм содержали не прихожане, а государство, дававшее им ругу). Главный престол храма был посвящен Иоанну Предтече.

В Топографическом описании Владимира 1761 г. упоминается «церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи и при ней придел св. великомученика Никиты каменные, построены в давних годах, а издревле по писцовым книгам оная церковь пишется по приделу во имя великомученика Никиты». Когда церковь стала каменной – неизвестно. Однако простояла она явно недолго, так как в 1762-1765 гг. на средства купца Семена Андреевича Лазарева был построен новый, ныне существующий храм.

Лазаревы принадлежали к верхушке местного купечества. Семен Андреевич Лазарев был членом Владимирского городового магистрата, гласным Городской думы, городским головой.

За несколько лет он на собственные средства построил каменное трехэтажное здание Никитской церкви. Престолы были расположены на всех трех этажах. На первом, в теплой церкви – во имя святых Космы и Демьяна, на втором, в летней церкви – во имя святого Иоанна Предтечи, на третьем – во имя святого великомученика Никиты. Церковь была освящена духовником императрицы Екатерины II владимирским епископом Павлом.

Никитская церковь принадлежит к типу традиционных трапезных церквей и имеет трехчастное деление. Но внешние формы и внутренняя структура несут на себе эстетические вкусы XVIII века, связанные с архитектурой елизаветинского барокко, отчего церковь несколько похожа на гражданское сооружение.

Снаружи фасады здания членятся тремя ярусами больших окон, обрамленных пышными наличниками. Углы постройки оформлены пучками пилястр с ордерными капителями. В убранстве верха храма использованы такие чисто барочные мотивы, как волюты, люкарны, картуши; использованы также разнообразные фигурные формы покрытия кровли.

Одновременно была выстроена и колокольня со шпилем, на котором был укреплен флюгер в виде ангела. Здание получилось исключительно представительное и нарядное.

В старом деревянном городе высокая вертикаль храма была прекрасным ориентиром, поэтому улица, ведущая к ней от Золотых ворот, тоже стала называться Никитской.

Перед церковью располагалась Никитская (Ярмарочная) площадь с разбитым на ней бульваром прямоугольной формы, с легкой оградой, молодыми деревцами и скамейками. Справа находился ансамбль Успенского Княгининого монастыря.

В 1849 г. храм был расширен на средства владимирского купца Петра Васильевича Козлова, который с 1849 по 1855 гг. был церковным старостой храма. С севера и юга были сделаны пристройки до карниза второго этажа, с окнами только во втором этаже. В нижнем этаже в этих пристройках, соединенных с центральным помещением пробитыми арками, устроили два придела: южный Петропавловский (справа) и северный Никитский (слева), вместо упраздненного придела в третьем этаже. Перестройка оказалась неудачной. Из-за того, что окна в стенах пристроек были только сверху, верхняя, а особенно нижняя части церкви стали темные и сырые.

В том же 1849 г. на деньги Козлова владимирский мещанин Воронов расписал теплый храм.

В 1867 г. на должность церковного старосты заступил прихожанин Никитской церкви владимирский купец 2-й гильдии Николай Львович Философов. В 1869 г. на его средства были исправлены недостатки пристроек, возведенных при Козлове. В нижнем этаже их были пробиты окна, приделы разделены на два этажа и в верхнем этаже соединены с верхней церковью большими арками. Храм стал светлым и сухим.

В верхнем этаже южной пристройки разместился новый придел Рождества Богородицы, с иконостасом 1887 г., устроенным на средства прихожанина П. А. Козлова. После этого в церкви стало пять престолов: в центре второго яруса – Предтеченский, в южной части второго яруса – Богородице-Рождественский; в середине нижнего яруса – Космодамианский, по бокам – Петропавловский и Никитский.

Перестройка храма велась под наблюдением архитектора Николая Андреевича Артлебена, который также был прихожанином Никитской церкви.

Н. Л. Философов умер 21 ноября 1897 г. Отпевали его в Никитской церкви, рядом с ней и похоронили. Много сделал этот достойный прихожанин для Никитского храма. Более 50000 рублей собственных средств потратил на украшение, устроил вокруг храма каменную, с железными решетками ограду, приобрел в собственность церкви 2 участка земли. Построил на ней 2 каменных дома: двухэтажный с лавкой – для причта и трехэтажный – для церковно-приходской школы и призрения престарелых прихожан.

В 1899 г. церковным старостой Никитского храма был избран купец 2-й гильдии Дмитрий Петрович Гончаров. На его средства в верхнем холодном храме были устроены новые резные вызолоченные клиросы, позолочен средний иконостас в нижнем этаже. Вскоре по старости (ему было 76 лет) и слабости здоровья Гончаров отказался от должности, и на его место выбрали дворянина Николая Васильевича Рагозина, служившего во Владимирском губернском правлении.

В Никитской церкви долгое время сохранялся иконостас XVIII века в приделе Иоанна Предтечи, царские врата которого очень напоминали Успенский собор.

* Фотографии иконостаса Предтеченского придела 1938 года опубликованы в каталоге: Город Владимир конца XIX – первой половины XX в. в фотографиях  из собрания музея. Церковные интерьеры. – Владимир, 2009. – С. 61, 63, 64.

Придел Иоанна Предтечи с самого начала и до закрытия храма в 1938 г. занимал средний этаж трехэтажного здания. Иконостас был многоярусный, монументальный, в стиле «рококо», с пышной золоченой резьбой по дереву. Он был создан, вероятно, на средства ктитора церкви владимирского купца Семена Лазарева. Нижний ярус состоял из ряда высоких икон с арочным верхом. Все иконы были в резных золоченых рамах, а высокие иконы изнутри были обложены гирляндами искусственных цветов.

В центре находились царские врата с резной скульптурой, изображающей Благовещение в храме. На левой створке помещалась изящная фигура архангела Гавриила с простертой вверх рукой, на правой – фигура сидящей Марии с молитвенно сложенными руками.

Северный иконостас Предтеченского придела появился после 1869 г., в пристройке, под невысоким сводом. Он был одноярусный, с умеренной резьбой по дереву. В центре размещалась икона-картина с килевидным верхом «Снятие с креста», в фигурном резном киоте, а сверху – широкая резная доска на круглых колоннах с плоским рельефом. По бокам помещались по две узкие иконы с арочным верхом и карнизом, разделенные витой колонкой. По сторонам их круглые гладкие колонны. Слева была плащаница в деревянной гробнице со стеклянным верхом.

Придел Рождества Богородицы был устроен в среднем этаже, в правой (южной) пристройке. Под невысоким сводом находился одноярусный иконостас с умеренной резьбой. В центре были царские врата: узкие створки с арочным верхом, посредине резной крест, слева в рост архангел Гавриил, справа Мария, вверху и внизу евангелисты в круглых медальонах. Над вратами была дуга с резным голубем, внизу резные тябла. По сторонам врат помещались по две иконы и одностворчатые малые врата. Перед иконостасом была двухступенчатая солея и круглый амвон, выстланные метлахской плиткой.

Теплый придел Козьмы и Дамиана занимал середину нижнего этажа. В распалубку сводчатого зала был встроен невысокий тябловый иконостас, созданный в 1869 г. на средства владимирского купца Н. Л. Философова.

На узких створках царских врат с трехдольным верхом и прорезным орнаментом располагались архангел Гавриил и Мария, а в рамах с трехдольным верхом, вверху и внизу поясные фигуры евангелистов. По сторонам врат находился Деисус. Над Деисусом – почти квадратные иконы в рамах, с Господскими праздниками. Перед иконостасом была двухступенчатая солея, граненый амвон и пол, выложенные метлахской плиткой. Справа у солеи – Распятие с вырезанными предстоящими.

Иконостас теплого придела св. Никиты в нижнем этаже, в левой (северной) пристройке появился вместо упраздненного придела на 3-м этаже. Он был невысокий, с золоченой резьбой. Створки царских врат были двойные: прорезные поверх живописных. На вратах овал в центре и 4 круглых медальона в углах.

По сторонам врат помещались ростовые иконы Богоматери с младенцем и Вседержителя в окладах, малые врата с живописью и по одной иконе; справа – великомученик Никита в окладе. Средняя часть иконостаса с царскими вратами и двумя иконами была завершена аркой на колоннах коринфского ордера. Перед иконостасом была приподнятая солея и амвон, выложенные метлахской плиткой.

Иконостас теплого Петропавловского придела в нижнем этаже, в правой (южной) пристройке был невысокий, с золоченой резьбой и ярусом прямоугольных икон с арочным верхом.

В пределе Иоанна Предтечи также находилась надпрестольная сень XVIII в., созданная на средства Семена Лазарева. Она была в форме беседки-ротонды с дисковидным верхом на широком резном карнизе и 4-х опорах в виде строенных колонн коринфского ордера: одна круглая гладкая и две плоские, с каннелюрами.

В советское время существование и сохранение в первозданном виде храма стало под вопросом. В 1920 г. церковная община составила соглашение о приеме имущества Предтеченской-Никитской церкви. Несколько лет прошли относительно спокойно.

25 мая 1928 г., после обследования состояния ряда церквей, в том числе Никитской и Пятницкой, президиум губисполкома постановил, что если это состояние не улучшится, расторгнуть договор на пользование. Акт от 9 апреля отмечал многочисленные дефекты:

«крыши запущены, проржавели, крест над главным куполом с оборванными цепями качается при ветре, грозя падением <...>».

24 мая 1929 г. по этой причине Владимирский горсовет постановил расторгнуть договор, а 12 июня губисполком это постановление утвердил и на следующий день вынес свое постановление:

«Храм закрыть и передать Владимирскому горсовету для использования его под культурно-просветительские цели по согласованию с музеем».

В 1930 г. инициативу проявила кооперативно-производственная артель «Электрик», нуждающаяся в механической мастерской для ремонта сельскохозяйственных машин. Об устройстве в храме мастерской ходатайствовал и Владимирский окружной промыслово-кооперативный союз.

2 марта 1930 г. Главнаука объявила заинтересованным учреждениям, что не видит препятствий в использовании здания по новому назначению. Правда, с оговоркой на то, что необходимо сохранить архитектурный облик здания и иконостас, так как они являются памятниками, представляющими интерес.

4 апреля 1930 г. вновь состоялся осмотр здания на предмет определения возможности приспособления под швейное производство артели «Красный Швейкуст».

Церковная община пыталась бороться за свой храм. 1 июля 1930 г. прихожане узнали о предстоящем закрытии церкви и 4 июля 1930 г. направили очередное заявление в горсовет, в котором сообщила о том, что храм приводится в порядок и ремонтируется.

11 июля 1930 г. в горсовет обратился ВЦИК:

«По распоряжению М. И. Калинина немедленно сообщите, как предполагаете использовать Никитскую церковь, когда она будет использована, почему не использована до сих пор Георгиевская церковь. До особого распоряжения ликвидацию Никитской церкви приостановите».

24 июля местные власти направили ответ, в котором было сказано, что постановление о закрытии Никитской церкви было вынесено на основании настойчивого ходатайства перед Горсоветом общего собрания рабочих и служащих предприятий и учреждений Владимирского центрального рабочего кооператива, постановления 4-х избирательных участков избирателей, в районе жительства которых находится эта церковь. Указывалось также, что «одной из причин закрытия Никитской церкви послужило невыполнение ее общиной необходимого ремонта и вызванное тем самым угрожающее состояние этой церкви». Здание церкви предполагалось использовать под швейное производство пошивочной артели «Красный Швейкуст».

Община верующих также отправила письмо во ВЦИК, опровергая сведения местных властей:

« <...> Никитская церковь, только что отремонтированная, представлена Губисполкомом к закрытию, в то время как Георгиевская церковь рядом с аптекой стоит ничем не занятой, если в помещениях город ощущал нужду, то церковь бы не пустовала».

Но храм все же был закрыт и передан артели «Электрик». В 1938 г. были сфотографированы иконостасы, и вероятно, тогда же разобраны.

Артель размещалась в церкви почти до конца 1960-х гг., а затем здание передали Владимирской реставрационной мастерской. Церковь была отремонтирована и приспособлена для проектной группы мастерской, и многие годы здесь совершалась работа по возрождению древней архитектуры Владимирского края.

В 2015 г. Никитская церковь была возвращена Русской православной церкви.

Местная религиозная организация Православный приход Никитского храма города Владимира Владимирской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) была зарегистрирована 29 февраля 2016 года.

27 сентября 2016 г., накануне дня памяти святого великомученика Никиты, митрополит Владимирский и Суздальский Евлогий возглавил Всенощное бдение в Никитском храме города Владимира. Это богослужение стало первым, которое возглавил архипастырь, после закрытия храма в 1938 году и возвращения его Русской Православной Церкви в 2015 году.

Современный адрес храма: г. Владимир, Княгининская ул., д. 8.

Источники:

Тимофеева Т. П. Три церкви в центре города Владимира // Старая столица : краеведческий альманах. – 2016. – Вып. 10. – С. 63-66.

Бубнов С. Л. Памятники Владимира : иллюстрированный справочник / С. Л. Бубнов. – 3-е изд., доп. – Владимир : Транзит-Икс, 2008. – С 45-46.

Город Владимир конца XIX - 1-й половины XX вв. в фотографиях и почтовых открытках из собрания музея. Церкви. Каталог / сост.: Т. П. Тимофеева, Т. Е.  Маркова. – Владимир, 2002. – 39 с.

Город Владимир конца XIX – первой половины XX в. в фотографиях из собрания музея. Церковные интерьеры. Каталог / сост.: Т. П. Тимофеева, Т. Е. Маркова. – Владимир, 2009. – 80 с.

Ершов А. Л. О закрытии Никитской церкви в г. Владимире в 1936-1937 гг. // Материалы Межрегиональной краеведческой конференции (16 апреля 2010 г.). – Владимир, 2010. – С. 508–513.

Попова М. П. История Никитской церкви // Владимирские ведомости. – 2012. – 31 мая – 6 июня (№ 97). – С. 11.