Всего на сайте
изданий:  10246
статей:  1150
Электронная библиотека
search

Троицкий (Покровский) собор в Александрове

В центре Александровского кремля возвышается дворцовый храм некогда царской резиденции –Троицкий собор.

Вопрос датировки строительства каменного Троицкого (изначально Покровского) собора до сих пор вызывает споры. Вероятнее всего он был возведен вместе с другими постройками Александровской слободы при Василии III. На основе документа, где указана дата освящения собора – 11 (21) декабря 1513 года – этот год чаще всего называется годом постройки каменного собора. Академик С. В. Заграевский, следуя точке зрения своего отца, В. В. Кавельмахера, настаивал на данной версии и указывал, что собор был спроектирован Алевизом Новым, а также указал на прямое сходство с Архангельским собором Московского Кремля. Ранее советский искусствовед А. И. Некрасов считал, что собор был построен при князе Юрии Дмитриевиче, а при Алевизе только перестроен. Архитектор С. С.  Подъяпольский, наоборот, считал, что при Василии III был освящен деревянный храм, а каменный собор был построен лишь в 1570-х годах. Он же указывает на схожесть с московским Благовещенским собором, перестроенным в то же время.

Собор был выстроен из белого камня, перемежающегося с кирпичом, что скрадывало его тяжеловесность и вместе с утонченной резьбой создавало особую декоративность. По богатству белокаменной резьбы порталов собор заметно выделялся в русском зодчестве XVI в. 

Данный храм традиционного «византийского» типа – одноглавый, крестово-купольный, четырехстолпный. По значению и размерам он стоит в ряду таких выдающихся памятников нового придворного строительства, как соборы Московского Кремля. Храм Александровской слободы – единственный, дошедший до нас с почти полностью сохранившейся изначальной каменной обстройкой. Приделы, палаты, обходная галерея, круглые колонны придают этому архитектурному шедевру пышность и царственность.

очти одновременно с собором была построена отдельно стоящая колокольня. При Иване Грозном, когда слобода стала столицей, царь велел перестроить существующую колокольню в церковь Распятия. Он же в 1570 г. приказал снять двери с южного придела Софийского собора в разграбленном Новгороде и перенести их в тогда еще Покровский собор Александровской слободы. Эти южные двери являются наиболее ценным художественным произведением собора. Двустворчатые дубовые двери покрыты медью и расписаны огневым золочением. На каждой сворке по 2 картины на библейскую тематику в 7 рядов. Но створки переделали под александровский собор, уничтожив ряд из 3 изображений. Позднее в изображения еще несколько раз вносились изменения.

Западные двери собора также были сняты Иваном Грозным с другого храма, в Твери.

В том же столетии к югу от алтаря, имевшего иконостас в 5 рядов, была устроен придел Симеона Богоприимца (был уничтожен в XIX в.), а к северу – Сергия Радонежского. По мнению искусствоведа В. Н. Лазарева, Покровский собор, к тому моменту имевший внутреннюю роспись только на богородичные сюжеты, поменял название на Троицкий в 1660-х годах. Тогда же соседняя Троицкая церковь стала Покровской. А в 1681 г. собор был передан Успенскому монастырю.

Росписи, выполненные в середине XVI в., украшали все стены, столпы и своды собора. Основные сюжеты были посвящены Богоматери. Появление в росписи сюжета «Плач о бесчадии» связывают с семейной драмой Василия III, не имевшего детей от первого брака. Примечательно, что именно в Александровской слободе Василий III получил, наконец, согласие на расторжение брака с бездетной Соломонией и заключение нового, который подарил долгожданного наследника, будущего русского царя Ивана Грозного.

К сожалению, первоначальные росписи пострадали в 1887–1889 гг., когда практически все фрески были записаны новыми росписями артели Сафонова из села Палех. Реставраторам удалось расчистить только два фрагмента древних фресок, остальные до сих пор скрыты позднейшими росписями.

В 1824 г. по углам собора были возведены 4 малых купола. В 1880-х годах искусствоведом Г. Д. Филимоновым и художником Белоусовым были произведены масштабные реставрационные работы, открыты многие фрески и заменен иконостас.

В 1922 г. советскими властями из Троицкого собора были вывезены многие ценности. В следующие годы собор отобрали у монастыря и использовали как склад вывезенных религиозных ценностей. С иконостаса смыли позолоту и разобрали, а в 1926 г. архитектор П. Д. Барановский снял малые купола.

В 1946 г. власти позволили возобновить богослужения, и на многие годы Троицкий собор стал единственным действующим храмом в районе. В 1980-е годы начались реставрационные работы, а в 2010 г. восстановили пятиярусный тябловый иконостас.

В настоящий момент Троицкий собор находится в ведении Свято-Успенского женского монастыря.

Источники:

Королькова В. Александровская слобода // Владимирская область : интерактивный путеводитель. – М., 2017. – С. 227.

Заграевский С. В. Дворцово-храмовый комплекс Василия III в Александровской слободе и его место в типологическом развитии царской усадьбы XVI века // Материалы XV межрегиональной краеведческой конференции (16 апреля 2010 г.). – Владимир, 2010. – С. 346–369.

Машковцев В. П. Слобода в ста лицах : Покровский и Александровский уезды в старой открытке и фотографии / В. П. Машковцев. – Владимир : [б. и.], 2017. – С. 208–211.

Кавелин Л. А. Историческое и археологическое описание первоклассного Успенского женского монастыря в городе Александрове (Владимирской губернии). – Изд. 2-е. – М. : Типо-литография И. Ефимова, 1891. – 160 с.

Троицкий собор. – Текст: электронный // Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Александровская слобода» : [официальный сайт]. – URL:  http://kreml-alexandrov.ru/exposure/trinity-cathedral/ (30.06.2021).