Всего на сайте
изданий:  2976
статей:  918
Электронная библиотека
search

Георгиевский собор в Юрьев-Польском

Белокаменный собор расположен на территории древнего детинца города Юрьев-Польский. Это последний большой белокаменный храм, возведенный на Руси до татаро-монгольского нашествия.

Храм назван в честь святого воина и великомученика Георгия, небесного покровителя князя Юрия (Георгия) Долгорукого – первого строителя собора.

Первое известие о строительстве Георгиевского храма в Юрьев-Польском относится к 1152 году. Под этим годом Никоновская летопись сообщает, что «Юрий Суждальский многи церкви созда и в свое время град Юрьев заложи нарицаемый Польский и церковь в нем камену святого Георгия созда».

Но в 1230 году летопись уже сообщает, что церковь Юрия Долгорукого обветшала и стала разрушаться, поэтому князь Святослав Всеволодович повелел переделать храм и спустя четыре года, в 1234 году появился новый Георгиевский собор.

Перед началом строительства храма князь Святослав полностью разобрал постройку Юрия Долгорукого и повторяя начертания его плана построил новый собор. Для этого он частично использовал материалы от разборки храма XII века. Все фасады и барабан собора были украшены тонкой резьбой по белому камню, носившей «ковровый» характер.

Долгое время считали, что нынешний собор построен на фундаменте первоначальной белокаменной церкви 1152 года. Но последние археологические исследования опровергают эти сведения: возможно первоначальный храм находился на другом месте.

В связи со смертью в 1253 году князя Святослава к северо-восточному углу храма пристраивается усыпальница, вход в которую из собора был устроен в северной стене северного притвора.

В шестидесятые годы XV века верх храма обрушился. По велению великого московского князя Ивана III зодчий Василий Ермолин в 1471 году восстановил Георгиевский собор. Храм существенно изменил свои формы. Кроме того, порядок кладки камней был нарушен, и декоративное убранство собора оказалось перепутанным.

В 1655 году на храме было устроено четырехскатное покрытие, а над западным притвором возвели восьмигранную шатровую колокольню. Расширили также оконные проемы с облицовкой откосов кирпичом.

К XVIII веку собор значительно обветшал. Тогда к западному притвору взамен старой шатровой колокольни пристраивается новая четырехъярусная в формах классицизма.

В 1809 году начинается возведение с северной стороны собора теплого придельного Троицкого храма, и расширяется небольшой северный придел – усыпальница – место захоронения князя Святослава.

В 1825 году внутри храм расписывается, настилаются новые металлические полы.

Роспись храма была исполнена художниками мастерской Н. Шевелкина из города Тейково Владимирской губернии. Изобразительная программа стиля отмечена интересным сочетанием ветхозаветных и евангельских сцен.

Все живописное пространство интерьера, которое включает в себя и сцены рая на сводах основного объема, и сцены из жизни Христа и Богоматери в люнетах, и изображение евангельских притч на малых сводах четверика и «страстных» сцен в апсиде, – все строго уравновешено, имеет четкое композиционное построение и пластическую ясность светотеневых и цветовых решений.

В 1827 году к южной стене западного притвора пристраивается кирпичная ризница, для чего в белокаменной стене пробивается дверной проем.

По объемно-плановой структуре храм близок к белокаменным постройкам XII века: квадратный в плане, одноглавый, четырехстолпный, трехапсидный с гремя притворами. Массивный световой барабан завершается приземистой луковичной главой. Небольшие притворы имеют килевидные завершения. Внутреннее пространство храма цельное за счет открытых вовнутрь притворов, перекрытых коробовыми сводами. Такими же сводами и арками перекрыта верхняя часть храма.

Как показывает строительная история памятника, состав употреблявшихся на нем материалов имел очень широкий и разнохарактерный ассортимент, что, естественно, влияло на техническое состояние сооружения в целом.

Рельефное убранство Георгиевского собора является вершиной в развитии владимиро-суздальской белокаменной пластики, ее завершающей стадией. При обрушении храма в XV веке идейно-смысловая связь его рельефов из-за их перепутанности была почти полностью нарушена. Даже в недавнее время при реставрационных работах находились рельефы, не нашедшие применения.

На сегодняшний день в скульптурном убранстве фасадов сохранилось около 450 рельефов. Из них около 290 связаны с изображениями святых, более 130 выполнены в так называемом «зверином стиле». В растительные орнаменты вплетены изображения зверей.

Знаменитый художник Николай Рерих во время экспедиции по Владимирщине в 1903 году посетил Георгиевский собор. Он создал картину «Юрьев-Польский. Георгиевский собор (Этюд храма)» (1903).

В 1923 году храм был закрыт. Тогда же начались и реставрационные работы.

В 1923–1926 годах под руководством архитектора П. Д. Барановского памятник был освобожден от пристроек XVIII— XIX веков, что значительно улучшило не только его вид, но и техническое состояние.

Крупные комплексные ремонтно-реставрационные работы по памятнику были выполнены в 1979–1986-х годах (научный руководитель И. А. Столетов, научно-технический руководитель – А. И. Скворцов, М. М. Субботина, М. С. Гладкая).

Консервационные работы по настенной живописи проводились в 1984–1985 годах под научным руководством А. И. Скворцова. В 2000-2006 годах под его руководством фрагментарно выполнялась консервация белого камня на южном и западном притворах собора. Последние реставрационные работы по белому камню проведены в 2009 году по всему южному и восточному фасадам.

В 2015 году Георгиевский собор был признан особо ценным объектом культурного наследия народов России, но не попал в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В 2017 году стал доступным архив реставратора Петра Барановского, посвятившего исследованиям Георгиевского собора почти сорок лет. Эти документы дают представление о первоначальном облике памятника. В августе 2019 года Георгиевский собор исследовали специалисты института археологии РАН для определения перечня реставрационных работ. Плачевное состояние камня и фундамента давно вызывали опасения у многих реставраторов. По итогам осмотра специалистами оказалось, что фундамент цел, а основная причина разрушения связана с инженерными конструкциями верхней части. Своды после обрушения в XV веке подверглись серьезной деформации. Сохранившаяся живопись начала XIX века также требует реставрации.

Источники:

Скворцов А. И. Георгиевский собор в Юрьев-Польском // Наследие земли Владимирской. Русь белокаменная / Александр Скворцов. – Владимир : [б. и.], 2012. – С. 344–352.

Рерих Н. Два лика. Собор в Юрьеве-Польском // Вестник Ополья. – 2017. – № 19 (14 марта). – С. 4. 

Сохранить «жемчужину» в первоначальном виде. – Текст: электронный // ГТРК «Владимир». Государственный интернет-канал «Россия» : [официальный сайт]. – URL: https://vladtv.ru/society/101895/ (15.05.2020).