Всего на сайте
изданий:  2976
статей:  918
Электронная библиотека
search

Церковь Бориса и Глеба в Кидекше

Храм Бориса и Глеба – один из древнейших памятников белокаменного зодчества домонгольской Руси. Он был сооружен в 1152 году.

Храм был частью княжеского двора. Выгодное географическое положение делало Кидекшу весьма нужной для Суздаля, и это в XII веке обратило на себя внимание князя Юрия Долгорукого. Сделав в середине XII века Суздаль стольным княжеским городом, он тут же взял под контроль все торговые и политические связи его с соседними княжествами. Загородная резиденция в Кидекше стала поистине воротами новой столицы, державшей в руках всю торговлю плодородного Ополья и речной выход от Суздаля. Также при Борисоглебской церкви князем Юрием Владимировичем был основан мужской монастырь.

Но недостроенная резиденция была покинута князем, так как в 1155 году он занял великокняжеский престол в Киеве. Его замок перешел к сыну Борису.

Резиденция представляла собой укрепленную валами крепость с княжеским дворцом и белокаменной церковью Бориса и Глеба – придворным храмом князя.

Храм был возведен в память младших сыновей великого киевского князя Владимира Святославича, крестителя Руси, князей-страстотерпцев Бориса и Глеба. Они погибли в результате заговора со стороны их старшего брата Святополка уже после смерти их отца.

Место для постройки было выбрано не случайно. Именно здесь, по легенде, было «становище» святых князей Бориса и Глеба, когда они ходили из Ростова и Мурома на Киев.

Дальнейшая судьба княжеской резиденции, монастыря и церкви складывалась неудачно. От валов и дворца Юрия до наших дней ничего не сохранилось.

Храм Бориса и Глеба представляет собой памятник, в котором наметились основные черты владимиро-суздальской архитектуры XII—XIII вв. Это крестово-купольный храм, четырехстолпный, сложенный из блоков камня с забутовкой, развивающий традиции строительной техники мастеров Галичской Руси. Храм небольшой, поражает величавой простотой несколько суровых скупых форм. Квадратный в плане, с тремя полукруглыми апсидами с востока и с хорами в западной трети храма.

В XIV веке церковь с селом значится уже как вотчина нижегородского Печерского Вознесенского монастыря. К середине XVI века относится сообщение, что направляясь с войском на Казань и нуждаясь в свинце для огнестрельных снарядов, Иван Грозный снял с храма колокол. Но возвращаясь из похода, приказал вернуть его, но уже отлитым «из меди ливонских орудий».

Серьезные повреждения храму нанесли поляки и литовцы в 1612 году, когда захватили монастырь. Об этом свидетельствует запись 1621 года, упоминающая, что на храме «верх древян».

Существенных событий в монастыре до середины XVIII века не происходило. Монастырь беднел. В документе за 1741 год значилось, что «приписной к нижегородскому Печерскому монастырю Борисоглебский Кидекоцкий монастырь без единого монаха, только со служителями бельцами, двумя конюхами, земским дьячком и скотником».

В результате церковной реформы 1764 года монастырь оказался в числе закрытых. С того времени храм стал приходским, сообщения о нем становятся редкими.

В 1780 году рядом с храмом Бориса и Глеба была построена «зимняя» Стефановская церковь, а также восьмигранная шатровая колокольня, которая со временем наклонилась до такой степени, что уклон стал заметен невооруженным глазом.

Строительная история храма в XIX веке отмечена несколькими событиями. В 1848 году к западному фасаду была пристроена паперть, внутри которой «на выстилку пола употреблено много могильных плит белого камня, с высечкою имен, теперь изгладившихся от времени». В 1866 году храм поновлялся. Был возобновлен иконостас «старинного устройства и резьбы, о пяти ярусах, возобновлена глава».

Следующее благоустройство храма было проведено в начале XX века. Приближалось 300-летие Дома Романовых – 1913 год. Храм был прямым свидетелем нарождавшейся на Северо-востоке Руси новой государственности и потому о нем проявили заботу. В 1910 году был переделан потолок на паперти, а затем расписан; устроен иконостас; проведена окраска стен внутри и побелка фасадов снаружи; кровля тоже была покрашена.

Все храмы, построенные Юрием Долгоруким, были расписаны, чему сам князь придавал большое значение. Об этом имеются прямые и косвенные свидетельства. Но живопись сохранилась только в одном памятнике, и то фрагментарно, – в церкви Бориса и Глеба в Кидекше.

В алтаре сохранились фрагменты орнаментальных пелен-убрусов (полотенец) с изображением растительных мотивов. На северной стене храма сохранилась деталь композиции «Успение Богоматери», а напротив, на южной стене, – часть сцены «Рождество Христово» с изображением всадников-волхвов. Западную стену по традиции занимала композиция «Страшный суд», от которой сохранились лишь небольшие фрагменты «Рая» на стенах хор с изображением деревьев, цветов и птиц. В нише северной стены над гробницей изображены неизвестные святые жены княжеского рода.

Помимо росписей XII века, в храме сохраняется живопись начала XX века. Она расположена на плоском потолке притвора, пристроенного к западному фасаду основного объема храма в 1848 году.

Роспись представляет собой композицию, написанную на весьма редкую для русской монументальной живописи ветхозаветную тему «Сотворения мира». Она следует тексту «Книги Бытия». Сцены расположены в девяти круглых медальонах по три в каждом из трех рядов. За основу взяты иллюстрации «Библии», выполненные Юлиусом Шнорр фон Карольсфельдом. Они были изданы в Дрездене в 1860 году.

История памятника советской эпохи началась с ходатайства Владимирского губернского музея о выделении средств на ремонт северо-восточной апсиды храма в 1922 году.

В 1933 году храм обследовал А. Д. Варганов, в 1936 году – Н. Н. Воронин. В 1946 году по заданию Академии архитектуры СССР В. Казариновой и О. Осьмовой были проведены обмеры памятника, а Ю. Ю. Савицким и П. А. Егоровым – изучение его конструкций. В 1947 году владимирскими реставраторами А. Д. Варгановым и Н. П. Сычевым впервые была открыта роспись в храме.

В 1950 году по заданию Владимирской проектно-реставрационной мастерской А. Д. Варганов провел обследование фундаментов уже упомянутого выше северо-восточного угла здания для установления причин осадки северной апсиды и деформации каменной кладки ее нижней части.

Наконец, в 1953 году архитектором той же реставрационной мастерской А. В. Столетовым был разработан и осуществлен проект инженерного укрепления храма. Памятник стал объектом музейного показа.

Сегодня храм выглядит несколько прозаично. Не везде восстановлены первоначальные формы окон и порталов, хотя их контуры четко прослеживаются. Последние реставрационные работы по архитектуре памятника были выполнены в 1994-1996 годах. Тогда была проведена реставрация кладки барабана, укрепление свода основного объема, устройство медного покрытия.

Восстановление живописи в храме было выполнено в 2009 году под научным руководством профессора А. И. Скворцова бригадой художников-реставраторов ОАО «Владспецреставрация» в составе С. В. Красулиной, А. В. Орехова, А. Е. Мочалина и А. И. Бугая. В 2009-2010 проводилась реставрация белого камня фасадов.

Борисоглебская церковь является одним из памятников Владимиро-Суздальского заповедника и по праву занесена в охранный список ЮНЕСКО.

Источники:

Скворцов А. И. Церковь Бориса и Глеба в Кидекше // Наследие земли Владимирской. Русь белокаменная / Александр Скворцов. – Владимир : [б. и.], 2012. – С. 164–174.

Церковь Бориса и Глеба. – Текст: электронный // Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник : [официальный сайт]. – URL:  https://vladmuseum.ru/ru/geografiya-muzeya/kideksha/tserkov-borisa-i-gleba/ (27.07.2020).