Всего на сайте
изданий:  2976
статей:  918
Электронная библиотека
search

Першутов Иван Васильевич

(1920-1944)

Родился 8 сентября 1920 г. в деревне Бабенки Ковровского уезда Владимирской губернии (ныне Ковровского района Владимирской области) в семье крестьянина. В 1935 г. окончил неполную среднюю школу, а в 1939 г. – школу фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) в городе Коврове. Одновременно учился в аэроклубе. Получив специальность токаря, год работал на ковровском заводе.

В 1940 г. Иван Першутов был призван в Красную Армию Ковровским райвоенкоматом и направлен в летное училище. В 1941 г. он окончил Балашовскую военно-авиационную школу пилотов, получив специальность пилота штурмовой авиации. На фронте с мая 1942 года. Воевал в составе 525-го штурмового авиационного полка (227-я штурмовая авиационная дивизия, 2- я воздушная армия, 1-й Украинский фронт). Сражался на Брянском, Воронежском и 1-м Украинском фронтах.

На фронте молодой летчик с первых же дней продемонстрировал незаурядные качества воздушного бойца. В жестоких боях он не знал усталости, а храбрость его была беспредельной.

4 июня 1942 г. был днем боевого крещения летчика. В этот день Иван Васильевич Першутов впервые в составе группы вылетел на выполнение боевого задания – штурмовку вражеских войск и военных объектов на участке железной дороги Мценск – Орел. И не беда, что молодой летчик не имел боевого опыта: бомбил врага он не хуже уже обстрелянных и не раз побывавших в боях товарищей. В бою был подбит самолет Першутова, отказал мотор. Но не отказали смелому соколу находчивость и выдержка. Едва перелетев за линию фронта, он сумел чудом, прямо на пашне, посадить свою машину. Больше того, Першутов отремонтировал мотор, вырулил на дорогу и под самым носом у врага поднялся. Прошло некоторое время, и его штурмовик встал рядом с самолетами других летчиков, летавших вместе с ним на задание.

А вот другой пример боевой славы Ивана Першутова. 25 июля 1942 г. при выполнении очередного боевого задания в районе станции Касторной был подбит самолет ведущего. Он стал отставать, и ему грозила гибель: приближались вражеские истребители. Видя, что его командир оказался в тяжелом положении, Першутов, оставив группу, ввязался в бой с наседавшими «мессерами». Маневрируя и отвлекая на себя врага, летчик дал возможность своему командиру уйти. Больше того, он подбил один «мессер» и невредимым возвратился на свой аэродром.

Отличный бомбардир Иван Першутов был и неплохим истребителем. 16 марта 1943 г., идя в группе для нанесения удара по вражеским танкам, при подходе к цели летчики встретили до пятидесяти немецких бомбардировщиков, бомбивших наши войска. Не раздумывая, Першутов первым смело бросился в атаку и в коротком бою сбил одного «юнкерса». Когда были рассеяны остальные вражеские бомбардировщики, летчик пошел на цель и, успешно выполнив задание, невредимым вернулся на свой аэродром.

Першутов полученные боевые задания выполнял при самых сложных обстоятельствах. Когда 30 марта 1943 г. при подходе к цели в районе Белгорода огнем зенитной артиллерии был подбит самолет Першутова, он не сошел с курса. Идя на неисправном моторе, бесстрашный летчик точно сбросил бомбы на мост через реку Северный Донец. Только тогда Першутов лег на обратный курс, когда убедился, что переправа через реку взорвана. При отходе от цели на Першутова напали вражеские истребители. Отстреливаясь, Першутов сумел на неисправном самолете перевалить через линию фронта и посадить его в расположении своих войск.

За период боевых действий заместитель командира эскадрильи Иван Першутов совершил 93 боевых вылета и в результате уничтожил: 65 танков, 175 автомашин, 10 дзотов, 20 зенитных точек, 9 полевых орудий, 5 водных переправ, 28 железнодорожных вагонов, несколько самолетов и около 1500 вражеских солдат и офицеров.

9 января 1944 г. лейтенант Першутов не вернулся с боевого задания. Только после освобождения территории стали известны детали его последнего вылета. Выполнив очередное задание по разведке в тылу врага шоссейных и железных дорог и передав по радио добытые данные своему командованию, Першутов при возвращении в районе населенного пункта Калиновки обнаружил вражеский аэродром. Пролететь мимо он не мог. Першутов развернулся над аэродромом и, умело уклоняясь от зенитного огня, начал бомбить и поливать пулеметным и пушечным огнем немецкие самолеты. После первого захода на земле горело несколько «юнкерсов» и «мессершмиттов». Но самолет летчика был атакован истребителями противника и подожжен. Першутов раненый и обожженный, покинул штурмовик на парашюте и приземлился на занятой врагом территории. Он отстреливался от врагов до последнего патрона. Ночью жители села тайно похоронили летчика на окраине села Калиновка (Винницкая область).

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 октября 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм лейтенанту Першутову Ивану Васильевичу было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

Также он был награжден орденами Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды.

Именем Героя названа улица в городе Ковров, а на Аллее Героев установлен обелиск. В поселке Новый в память о Герое названа школа.

Источники:

Находчивость и выдержка // Владимирцы Герои Советского Союза / А. Нагорный, В. Травкин. – Владимир, 1964. – С. 228-230.

Каргапольцев С. Першутов Иван Васильевич. – Текст: электронный // Герои страны : патриотический интернет-проект : [сайт]. – URL: http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=8976 (01.06.2020).

Першутов Иван Васильевич. – Текст: электронный // Память народа: [сайт] / Министерство обороны Российской Федерации. – URL:  https://pamyat-naroda.ru/heroes/podvig-chelovek_nagrazhdenie46246003/ (01.06.2020).