Всего на сайте
изданий:  10245
статей:  1150
Электронная библиотека
search

Тропой бескорыстной любви

(1971)

«Центрнаучфильм», 1971.

Режиссер А. Бабаян. Автор сценария Л. Белокуров. Оператор А. Казнин. Композитор М. Парцхаладзе. Художники: Я. Бенин, О. Антипов. В ролях: Д. Орловский, А. Толбузин, Б. Сичкин, Г. Рыбак, С. Юртайкин и др.

По мотивам рассказов Виталия Бианки.

 

Фильм, рассказывающий о жизни рысенка Кунака, которого приютил и выкормил лесник Михалыч.

 

«На экране фильм, который называется «Тропой бескорыстной любви», выпущенный киностудией «Центрнаучфильм». Его авторы, сценарист Л. Белокуров, режиссер А. Бабаян и оператор А. Казнин, снимая ленту, воссоздали историю приручения рысенка, заставив его сыграть «роль» в рамках нового остродраматического сюжета. Это художественный фильм, но за его постановку не случайно взялись мастера научно-популярной кинематографии – здесь нужны были знания. В фильме все настоящее. Даже опытному зрителю видно, что все снято натурально, без комбинированных кадров и монтажных ухищрений. Человек и зверь рядом, они понимают друг друга и отлично умеют ладить. В этом смысле фильм поистине уникален».

Уникальный фильм // Советский экран. – 1971. – № 17. – С. 20.

 

«Фильм «Тропой бескорыстной любви» оснащен допустимой, даже необходимой сказочной неправдой и в этом отношении вполне традиционен. Кстати, самое невероятное в этом фильме – приручение рыси – как раз правда. В цирке вы никогда не увидите рыси, хотя редкая цирковая программа обходится без ее куда более грозных родичей: леопардов, тигров, львов. Рысь начисто не поддается дрессировке, но рысь, оказывается, можно приручить. Конечно, для этого она должна попасть в человечий дом котенком, младенцем-сосунком, и быть вспоенной, вскормленной человеком – добрым, заботливым, бесконечно терпеливым… Ну а в чем же тогда – допустим – неправда? Все в том же – в очеловечивании зверей, в награждении их душевной жизнью с долгой, нежной памятью о друге-человеке, с тонкими, сложными переживаниями, являющимися на деле достоянием лишь существ, наделенных сознанием. Конечно, не могла проданная в зверинец рысь так тосковать о старом леснике, так «продуманно» прийти ему на выручку в нужную минуту и потом еще перегрызть веревочные путы, которыми скрутили его мстительные браконьеры. Выдумка. Сказка. Да! Но допустимая выдумка. Хорошая, справедливая сказка... Вкрапление сказки в реалистическую ткань повествования сделано в фильме «Тропой бескорыстной любви» с хорошим чувством меры. Надо отдать должное авторам картины, сценаристу Л. Белокурову и режиссеру А. Бабаяну, удивительно тактично сочетавшим игровые моменты с документальными. В фильме участвуют актеры, но если б не знакомые лица Б. Сичкина и А. Толбузина, то и не подумалось бы о лицедействе. И хотя в титрах ясно сказано: в главной роли Д. Орловский, я до конца не мог поверить, что лесника Михалыча играет актер, настолько он достоверен, правдив в каждом движении, даже в том, как истинно по-охотничьи, по-лесному, неторопливо-ловко сворачивает козью ножку. И мне нравится тот минимум сюжета, которым ограничивается Л. Белокуров. Обойтись вовсе без сюжета нельзя, ведь картина адресована в первую очередь молодым зрителям, а им нужно, чтоб на экране происходили события, чтоб было за чем следить, чему сочувствовать, необходимо сопереживание. Но, конечно, главное достоинство фильма, его пафос не в разоблачении браконьеров, а совсем в ином: в любовном изображении важных ценностей жизни – гуманности, побеждающей доброты, бескорыстной любви к меньшим братьям».

Нагибин Ю. О бескорыстной любви / Ю. Нагибин // Искусство кино. – 1971. – № 10. – С. 38-42.

Съемки некоторых эпизодов с животными проходили в Петушинском районе на Леоновской зообазе.

Режиссер Агаси Бабаян:

«Начну с того, что открою секрет. Когда кинематографисты начинают снимать фильм о животных в естественных условиях, они готовят для съемок не одного четвероногого артиста, а нескольких. Вспомните фильм «Рожденная свободной». Вы увидели на экране одну львицу, а на самом деле их было несколько, похожих друг на друга, но разного возраста. Для съемок мы приобрели двух рысят — брата и сестру. Начали приручать одновременно обоих. Пока снимали одного, другой служил как бы дублером — на тот случай, если первый рысенок заболеет или откажется «работать».

Мы впервые в кино снимали художественный фильм с прирученной рысью. И сразу же столкнулись со многими трудностями. Прежде всего, как приучить рысят к шуму? Ведь во время съемок кругом разговаривают люди, стрекочет съемочная камера. Начали с того, что дали рысенку для игр резиновый мячик с дробью, потом положили в клетку магнитофон, который воспроизводил обычные команды режиссера и его помощников во время съемок. А затем провели туда же радио. Рысенок круглые сутки вынужден был слушать музыку и речь. Так наши воспитанники приучились не обращать внимания на людей, на шум, кинокамеру.

Но главная задача состояла не только в том, чтобы рысенок спокойно бегал во дворе у лесника и в лесу, но и стал настоящим другом исполнителя главной роли — артиста Орловского. И пришлось Дмитрию Дмитриевичу самому кормить рысенка, спать с ним, и они стали неразлучными. Привык рысенок и к собаке.

Вы увидите в фильме такой кадр: рысенок Кунак вспрыгивает на край колодца, смотрит на свое отражение, а потом лакает воду. Казалось бы, просто. Но сколько времени оператор провел в постоянной готовности, следя кинокамерой за четвероногим героем, чтобы запечатлеть этот момент!

А вот еще один кадр из фильма: рысенок увидел, как петух пьет молоко из его блюдечка, слез с чердака и убил его. На самом деле петух остался жив, потому что птица при приближении рыси впадала в шоковое, неподвижное состояние, а рысь равнодушна ко всему, что не движется. Немало времени мы провели, чтобы найти в окрестных деревнях самого задиристого, бойцового петуха, который не пустился бы наутек при одном виде хищника.

Где-то на середине съемок первый рысенок убежал от нас в лес, и мы его так и не нашли. Вот тут-то и пригодилась сестренка, которая его заменила. А братец ее живет и здравствует в лесах Владимирской области. Мы предупредили по радио жителей окрестных деревень, что наша рысь привыкла к людям и не тронет их, если от нее не убегать.

Какова же судьба второго четвероногого артиста? Мы очень привыкли к нему и горевали, когда нам пришлось расстаться. А артист Дмитрий Дмитриевич Орловский так полюбил рысенка, что дважды в месяц ездит в Подмосковье, на зообазу нашей студии, чтобы повидать четвероногого героя».

Баулин В. «Тропой бескорыстной любви» / В. Баулин // Юный натуралист. – 1971. – № 11. – С. 16.

 

Директор кинокартины Леонид Оснос:

«На зообазе мы снимаем фильм «Тропой бесконечной любви». Это по рассказу Бианки. Сюжет такой. Один человек, лесник Михеич, нашел рысенка и воспитал его. Между зверем и человеком возникает дружба. Рысь обжилась в доме лесника. Она даже загоняла в хлев козу. Рысь стала другом Михеича. Врагами же были браконьеры. Они похитили рысь и продали ее в зоопарк, чтобы досадить леснику. Михеич, узнав об этом, едет в город, где располагается зоопарк, но там ему предлагают уплатить за рысь. У Михеича не было с собой денег. Он едет домой, а когда вновь возвращается в город, то узнает, что зоопарк уехал. Ни с чем приезжает домой лесник. Чтобы успокоиться, идет в лес. Браконьеры выслеживают Михеича и решают с ним расправиться. Они привязывают его к дереву, забивают в рот кляп. Спасает Михеича рысь. Как? Об этом вы узнаете из фильма. Он выйдет на экраны в первой половине будущего года. В главной роли снимается рысь Кунак.

- Где сейчас Кунак?

- Сейчас в Рижском зоопарке. Потом ее привезут сюда.

- Какие еще звери участвуют в фильме?

- Собака. Ее зовут Пират. Она дружит с рысью. Участвуют петухи, косули, грачи, медвежата.

- Где проходят основные съемки?

- В Сухуми и Краснодаре».

Николаев Н. «Киноартисты» живут под Петушками / Н. Николаев // Призыв. – 1970. – 5 июля. – С. 4.

«Кинематографисты – частые гости на Леоновской зообазе. Вот и сейчас там стрекочут киносъемочные аппараты. Студией «Центрнаучфильм» снимается полнометражный фильм «Тропою беззаветной любви». Этот фильм рассказывает о необычной дружбе рыси и человека, о том, как зверь спасает егеря в трудную минуту от руки браконьеров. В главной роли – четвероногий артист рысь Кунак».

Рощин В. В главной роли… рысь / В. Рощин // Вперед. – 1970. – 25 июля. – С. 4.

 

«Двадцать два года сотрудничает с зообазой режиссер-постановщик, Заслуженный деятель искусств РСФСР А. А. Бабаян. Он – автор многих научно-популярных и художественных кинофильмов. Особой популярностью пользуются его фильмы с участием рыси по кличке Кунак: «Тропой бескорыстной любви», «Рысь выходит на тропу», «Рысь возвращается». Большая часть этих кинолент была отснята на Леоновской зообазе. В июне этого года режиссер приступит к съемкам четвертой серии киноповести, в которой главным героем тоже будет рысь. Название киноленты – «Кровь на тропе».

Либко А. Зообазе уже сорок пять / А. Либко // Вперед. – 1992. – 26 мая. – С. 3.

 

«В одном из лучших фильмов, сделанных в Петушках («Тропой бескорыстной любви»), рассказывалось о судьбе маленькой рыси, выросшей в большого красивого зверя. На эту роль были взяты два рысенка из одного помета. Оба выросли в доме у дрессировщика, были к нему очень привязаны. Снимали их прямо в лесу без ограды. Но животные, как и люди, бывают умны, талантливы, а бывают и туповаты. Самочка в избранной паре была гением, а самец таковым не был. Потому самочка, нарабатывая опыт, все время снималась, а рысенок находил удовольствие в наблюдении за сороками. Но вот однажды умная героиня наполовину готового фильма решила, что куда интересней возни перед камерой экскурсия в лес. Она не побежала, а тихо пошла на огромных и мягких лапах-подушках. «Кунак! Кунак!» - звал дрессировщик. Но рысь как будто не слышала привычного голоса. Так и ушла. Судьба ее неизвестна. А вторую половину фильма пришлось снимать с ленивым, нелюбопытным дублером. «Полгода мучились над тем, что беглянка могла бы сыграть в две недели», - рассказывает оператор Анатолий Казнин. Возможно, с рысью как-то неверно повел себя дрессировщик…»

Песков В. За кулисами лесной сцены / В. Песков // Комсомольская правда. – 1994. – 8-11 апреля. – С. 23.

Фрагмент фильма, снятый на территории Петушинского района.