Тропой бескорыстной любви

(1971)

«Центрнаучфильм», 1971.

Режиссер А. Бабаян. Автор сценария Л. Белокуров. Оператор А. Казнин. Композитор М. Парцхаладзе. Художники: Я. Бенин, О. Антипов. В ролях: Д. Орловский, А. Толбузин, Б. Сичкин, Г. Рыбак, С. Юртайкин и др.

По мотивам рассказов Виталия Бианки.

 

Фильм, рассказывающий о жизни рысенка Кунака, которого приютил и выкормил лесник Михалыч.

 

«На экране фильм, который называется «Тропой бескорыстной любви», выпущенный киностудией «Центрнаучфильм». Его авторы, сценарист Л. Белокуров, режиссер А. Бабаян и оператор А. Казнин, снимая ленту, воссоздали историю приручения рысенка, заставив его сыграть «роль» в рамках нового остродраматического сюжета. Это художественный фильм, но за его постановку не случайно взялись мастера научно-популярной кинематографии – здесь нужны были знания. В фильме все настоящее. Даже опытному зрителю видно, что все снято натурально, без комбинированных кадров и монтажных ухищрений. Человек и зверь рядом, они понимают друг друга и отлично умеют ладить. В этом смысле фильм поистине уникален».

Уникальный фильм // Советский экран. – 1971. – № 17. – С. 20.

 

«Фильм «Тропой бескорыстной любви» оснащен допустимой, даже необходимой сказочной неправдой и в этом отношении вполне традиционен. Кстати, самое невероятное в этом фильме – приручение рыси – как раз правда. В цирке вы никогда не увидите рыси, хотя редкая цирковая программа обходится без ее куда более грозных родичей: леопардов, тигров, львов. Рысь начисто не поддается дрессировке, но рысь, оказывается, можно приручить. Конечно, для этого она должна попасть в человечий дом котенком, младенцем-сосунком, и быть вспоенной, вскормленной человеком – добрым, заботливым, бесконечно терпеливым… Ну а в чем же тогда – допустим – неправда? Все в том же – в очеловечивании зверей, в награждении их душевной жизнью с долгой, нежной памятью о друге-человеке, с тонкими, сложными переживаниями, являющимися на деле достоянием лишь существ, наделенных сознанием. Конечно, не могла проданная в зверинец рысь так тосковать о старом леснике, так «продуманно» прийти ему на выручку в нужную минуту и потом еще перегрызть веревочные путы, которыми скрутили его мстительные браконьеры. Выдумка. Сказка. Да! Но допустимая выдумка. Хорошая, справедливая сказка... Вкрапление сказки в реалистическую ткань повествования сделано в фильме «Тропой бескорыстной любви» с хорошим чувством меры. Надо отдать должное авторам картины, сценаристу Л. Белокурову и режиссеру А. Бабаяну, удивительно тактично сочетавшим игровые моменты с документальными. В фильме участвуют актеры, но если б не знакомые лица Б. Сичкина и А. Толбузина, то и не подумалось бы о лицедействе. И хотя в титрах ясно сказано: в главной роли Д. Орловский, я до конца не мог поверить, что лесника Михалыча играет актер, настолько он достоверен, правдив в каждом движении, даже в том, как истинно по-охотничьи, по-лесному, неторопливо-ловко сворачивает козью ножку. И мне нравится тот минимум сюжета, которым ограничивается Л. Белокуров. Обойтись вовсе без сюжета нельзя, ведь картина адресована в первую очередь молодым зрителям, а им нужно, чтоб на экране происходили события, чтоб было за чем следить, чему сочувствовать, необходимо сопереживание. Но, конечно, главное достоинство фильма, его пафос не в разоблачении браконьеров, а совсем в ином: в любовном изображении важных ценностей жизни – гуманности, побеждающей доброты, бескорыстной любви к меньшим братьям».

Нагибин Ю. О бескорыстной любви / Ю. Нагибин // Искусство кино. – 1971. – № 10. – С. 38-42.

Ключевое слово: фильмы

По местам съемок

От замысла к фильму (участники съемочной группы о фильме)

Идут съемки (по страницам местных газет)

Похожие материалы