Всего на сайте
изданий:  2976
статей:  916
Электронная библиотека
search

Мертвые души

(1984)

«Мосфильм», 1984

Режиссер и автор сценария М. Швейцер. Оператор Д. Фатхулин. Художники-постановщики: И. Лемешев, В. Фабриков. Звукорежиссер В. Крачковский. Композитор А. Шнитке.

В ролях: Л. Федосеева-Шукшина, Л. Удовиченко, В. Санаев, И. Гулая, В. Золотухин, В. Стеклов, И. Смоктуновский, И. Макарова, А. Трофимов, А. Калягин, И. Чурикова, Ю. Богатырев, В. Титова и др.

 

По одноименной поэме Н. В. Гоголя. Авантюрист Чичиков скупает «мертвые души» — почивших крепостных, учтенных в качестве живых при последней ревизии. Помещики удивлены просьбами предприимчивого знакомца, но рады избавиться от обузы — ведь они платят налоги за учтенных в ревизских сказках крестьян как за живых. В дальнейшем Павел Иванович Чичиков планирует совершить с купчими ряд махинаций и сказочно обогатиться. Но осуществиться его наполеоновским планам не суждено…

В Суздале и его окрестностях снимались натурные эпизоды фильма.

Режиссер Михаил Швейцер:

«Как показать гоголевскую Русь? Можно отыскать в натуральном виде улочки губернского города – бери и снимай, бери и снимай обширные поля, бесконечные дороги. И ежели попросту, без затей выйти с кинокамерой на российский простор да пустить по дороге птицу-тройку, да крикнуть «Мотор!» и двумя-тремя дублями дело кончить – ничего путного не получится. Такой кадр надобно как-то соединить со звучным словом поэмы и связать изображение с музыкой. Сложная предстоит работа».

Рыбак Л. Как рождались фильмы Михаила Швейцера / Л. Рыбак. – М., 1984. – С. 99.

 

Киновед Лев Рыбак:

«В Суздале – в самом городе и окрест него – снимали натурные эпизоды нового фильма Михаила Швейцера. Обычным порядком шла работа, но мне хотелось побывать в экспедиции, чтобы лишний раз увидеть обычный этап кинопроизводства. Через час после приезда вместе с режиссером и с оператором Дильшатом Фатхулиным я мотался взад-вперед по пустынной дороге за селом Красным, по-над Нерлью-рекой. Выбирали место, где встретятся Автор и Чичиков.

По проселку будет медленно двигаться бричка со спящими Чичиковым, Селифаном и Петрушкой, а навстречу, из-за поворота, повторяющего речную излучину, выедет в коляске Автор. Как снимут этот эпизод, я не увижу. Швейцер после расскажет, что в одном из дублей, когда разбуженный Селифан гикнул и натянул вожжи, лошади понесли тряскую бричку, напугали седоков».

Рыбак Л. Как рождались фильмы Михаила Швейцера / Л. Рыбак. – М., 1984. – С. 151-153.

 

Актер Александр Калягин:

«Когда я перешел в 1971 году во МХАТ, там еще доигрывали «Мертвые души», и я даже собрался идти к Ефремову и давать заявку на Чичикова. Но было уже три исполнителя, становиться четвертым не хотелось.

И тут судьба: на Чичикова меня позвал Михаил Швейцер, удивительный режиссер и уникальный человек, невероятной энциклопедической образованности. Когда он начинал рассказывать о Гоголе, его эпохе, о России, провинциальных городах, помещиках, лакеях, рождалось чувство какого-то открывающегося космоса. Я его называл профессором жизни. И у него было еще одно редкое качество: его образованность не подавляла собеседника, а окрыляла его. И если бы не вот эта постоянная поддержка режиссера, я не знаю, выдержал бы я ритм этой работы или нет. Девять месяцев, день в день, я провел на съемочной площадке. Ну, и партнеры были сказочные: Иннокентий Смоктуновский, Юрий Богатырев, Вячеслав Невинный, Инна Чурикова. У каждого можно было чему-нибудь научиться. Помню, как меня потряс Смоктуновский на озвучивании фильма. Перед тем как пойти к микрофону, он снял туфли, достал из пакета мягкие домашние тапочки, переобулся и пошел. Перед микрофоном ведь любой треск слышен: с ноги на ногу переступишь — все слышно. Вот он, как профессионал высшей пробы, и возил с собой всегда тапочки.

Когда меня утвердили на роль Чичикова, я уже как-то подспудно был уверен, что в этот раз у меня получится. Все сошлось в одной точке: режиссер, роль, мой жизненный опыт, моя психосистема. Если так происходит — это ядерный взрыв.

Чичиков — очень российский персонаж. Он не просто пройдоха, не просто жулик. Он чрезвычайно открытый, искренний человек, не без способностей в очень разных сферах жизни. Недаром Гоголь назвал своего героя: приобретатель. Очень емкое слово. Чичиков приобретает мертвые души, отношения с окружающими — помещиками, губернатором, приобретает деньги. Ему не столько важен результат, сколько интересно придумать, как добиться результата. Придумывать — это часть русского генетического кода. Чем мы все занимаемся? Все! В наше время и в этой стране мы все заняты придумыванием и приобретением: денег, отношений, любви к себе. И если разобраться, это прекрасная черта, она не позволяет скучать и бездействовать. Поэтому я не люблю, когда Чичикова определяют односложно: жулик или пройдоха. Он гораздо сложнее любых определений — тип национального характера, открытый и описанный гениальным писателем.

Чтобы понять свою страну, надо читать Пушкина, Гоголя, Достоевского, Чехова. И Швейцер как никто умел «открывать» актеру именно автора, эпоху, давать ощущение исторического и литературного материала, который стоит за твоей ролью. Он буквально заваливал меня книгами, статьями, исследованиями… Сейчас можно признаться, что я успевал прочесть далеко не все. Скажем, Набокова о Гоголе прочел много позже. Но я старался этот недостаток знания компенсировать интуицией, работой. Мне кажется, что Швейцер как раз умел меня заставить пробиться к сути».

«Мертвые души» [Электронный ресурс] // Александр Калягин: официальный сайт. – [Б.м., б.г.]. – URL: http://kalyagin.theatre.ru/cinema/dead_souls/3287/ (19.01.2016).

«Николай Васильевич Гоголь – один из главных героев пятисерийного художественного телефильма «Мертвые души». В этой роли снимается актер театра на Таганке Александр Трофимов. Натурные съемки проходят в Суздале. Художественное училище превратилось с фасада в дом губернатора, а сбоку – это уже двор Ноздрева. Согласно установленной вывеске, Суздальская районная библиотека превратилась в «Питейный дом». У Ильинской церкви «строится» городская застава. Город N готовится к встрече Павла Ивановича Чичикова.

Михаил Швейцер: «Я думаю, что Суздаль как нельзя лучше соответствует городу N, потому что здесь сочетается типичная для 18-19 веков гражданская и культовая архитектура. Надеюсь, что мы снимем Суздаль так, что он не будет похож на тот город, который зрители ужу знают по многим фильмам».

Белов Ю. Город N – Суздаль / Ю. Белов // Призыв. – 1983. – 11 августа. – С. 4.