Князь Серебряный
«Царь Иван Грозный», под таким названием фильм «Князь Серебряный» вышел в прокат.
«Тискино», 1991
Режиссер Г. Васильев. Авторы сценария: В. Ежов, Г. Васильев. Оператор Б. Бондаренко. Композитор А. Рыбников. Художник С. Волков. В ролях: К. Кавсадзе, И. Тальков, Л. Шахворостова, С. Любшин, А. Мартынов, А. Соколов, Д. Писаренко, Н. Крючков, С. Станюта, В. Гаркалин, В. Титова и др.
Царствование Ивана Грозного — это время славы, роскоши и жестокости, время, когда все понятия извращались, низость называлась добродетелью, а предательство входило в закон. Но даже тогда среди мрака русской ночи были люди, подобные князю Серебряному.
Съемки фильма проходили на территории Суздаля и в селе Любец Ковровского района.
Актер Игорь Тальков:
«Предложение мне главной роли в фильме «Князь Серебряный» потрясло. Во-первых, близкая моему духу тематика, всегда любил историю вообще и занимался углубленным изучением истории России. В-вторых, роман А. К. Толстого «Князь Серебряный» - произведение русской классики, пронизанное глубоким и истинным чувством патриотизма, уважением к русскому народу. Но сценарий был кардинально изменен и извращен до такой степени, что лишь отдаленно напоминал знаменитый роман, а сам экранный князь Серебряный получался пародией на настоящего князя. Замены на роль не было. И я согласился сниматься, ставя при этом условие, что буду играть роль так, как чувствую, и все в картине буду делать сам – скакать, биться на саблях и т. д.»
Тальков И. Монолог / И. Тальков. – М., 1992. – С. 40-42.
Владимир Тальков, брата Игоря Талькова:
«Так получилось, что на роль стремянного князя Вяземского пробовался и я. Было лето, жарища стояла… Надели на нас шерстяные одежды опричников с шашками или мечами, уже не помню. После долгих фотопроб в студии начались кинопробы. Было много забавных случаев. Жара от софитов стояла невыносимая. Я перепутал все на свете, говорил какой-то текст от себя, язык заплетался. На примере этих мучений в процессе кинопроб я понял, что не выдержу, и не стал сниматься. А Игоря начали снимать.
Потом произошли изменения в съемочной группе. На смену Салтыкову пришел режиссер Г. Васильев, который по-своему переделал сценарий, в результате чего он стал отдаленно напоминать роман А. К. Толстого».
Талькова О. Крестный путь Игоря Талькова / О. Талькова, В. Тальков. – М., 2011. – С. 171-176.
«Каких только киногероев не побывало в Суздале в последние годы. Купцы и белогвардейцы, стрельцы и скоморохи, волшебники и злодеи. А вот опричников, кажется, не было. В октябрьский пасмурный вечер в одном из Суздальских монастырей в черном монашеском одеянии, в балахонах, надвинутых на глаза, при зловещем зареве пожарищ «верные псы царя Иоанна» кидались на крестьян, в панике бегающих среди полыхающих огней… Идут съемки фильма «Князь Серебряный» по одноименному роману А. К. Толстого. Режиссер-постановщик фильма Г. Васильев не случайно обратился к экранизации этого романа. Историческая тема ему «по душе», как он выразился… В эпизодах заняты артисты Владимирского театра М. Асафов, А. Чубченко, В. Миронов и др. В массовых сценах активно участвуют жители Суздаля».
Яковлев В. Опричники в Суздале / В. Яковлев // Суздальская новь. – 1990. – 21 октября. – С. 4.
«Творческая группа «ТИСКИНО», приступая к натурным съемкам исторического фильма «Князь Серебряный» по одноименному роману А. К. Толстого, решила часть декораций построить в Суздале. В частности, один из объектов недалеко от Главного туристического комплекса – на берегу Каменки. Вскоре на этом лужке появился стройматериал. Однажды, как говорят, его увидел генеральный директор туристического центра В. Молчанов, без разрешения которого все это произошло. И… не разрешил предоставить съемочной группе места в туристическом комплексе. Поэтому часть группы принял Дом отдыха «Автомобилист», недалеко от Суздаля. Актеров разместили в гостинице «Заря» г. Владимира. Так и ездила съемочная группа целый месяц из Владимира и «Автомобилиста» в Суздаль на съемки».
Белов Ю. Приютил Владимир / Ю. Белов // Призыв. – 1990. – 17 ноября. – С. 9.
«В Любце надо было отснять два эпизода: приезд Максима Скуратова в сожженный хутор и прощание с ним князя Серебряного на его могиле. Естественно, ни могилы Максима, ни сгоревшего хутора в Любце не было. Их пришлось сделать. За изготовление декораций взялись любецкие художники Виктор Федянов и Павел Садов. Со сгоревшим подворьем пришлось потрудиться. Необходимо было привезти и обжечь бревна, сложить из них остатки избы, изготовить макет русской печи в натуральную величину, построить остатки сарая, изгородь и «посадить» обгоревшее дерево. Декорации были сделаны настолько профессионально, что на расстоянии выглядели настоящим пепелищем. В начале октября начались съемки. Из такси загримированный под князя Серебряного вышел Игорь Тальков. Включили подсветку, заработала камера. Съемка началась».
Юшков В. Максима Скуратова хоронят… в Любце / В. Юшков // Знамя труда. – 1990. – 17 октября. – С. 4.