Всего на сайте
изданий:  10179
статей:  1147
Электронная библиотека
search

Андрей Рублев

(1966)

«Мосфильм», 1966

Режиссер А. Тарковский. Авторы сценария: А. Кончаловский, А. Тарковский. Оператор В. Юсов. Художник по костюмам Л. Нови. Звукорежиссер И. Зеленцова. Композитор В. Овчинников. В ролях: А. Солоницын, И. Лапиков, Н. Гринько, И. Рауш, Н. Бурляев, Ю. Назаров, Ю. Никулин, Р. Быков и др.

 

Фильм посвящен гениальному русскому художнику-иконописцу XV века Андрею Рублеву.

«Приз Леона Муссинака» - премия французской критики лучшему иностранному фильму, демонстрировавшемуся на экранах Франции в 1969 году. «Хрустальная звезда» - премия Французской киноакадемии актрисе И. Рауш за исполнение роли Дурочки (1971). Почетный диплом Международного кинофестиваля в Белграде (1973).

В мае 1964 года фильм был запущен в режиссерскую разработку. Съемки картины продолжались больше года – по ноябрь 1965-го. Съемки велись во Владимире, Суздале, на Нерли, в Пскове, Изборске, Печерах.

На берегу реки Каменки между ансамблями Покровского и Спасо-Евфимиева монастырей снималась кульминационная новелла «Колокол».

«Сцены новеллы «Набег» снимали в разных местах. Проходили съемки также в Пскове, вблизи него, под Изборском. Снимали у стен Печорского монастыря, в Боголюбове под Владимиром. Так что единая реальность набега на Владимир «сшивалась» как лоскутное одеяло – из съемок в разных местах».

Филимонов В. Андрей Тарковский / В. Филимонов. – М., 2011. – С. 149.

 

Автор сценария Андрей Кончаловский:

«Сценарий мы писали долго, упоенно, с полгода ушло только на изучение материала. Читали книги по истории, по быту, по ремеслам Древней Руси, старались понять, какая тогда была жизнь, - все открывать приходилось с нуля. Андрей никогда не мог точно объяснить, чего он хочет. Сценарий распухал, в нем уже было двести пятьдесят страниц. К концу года работы мы были истощены, измучены, доходили до полного бреда».

Филимонов В. Андрей Тарковский / В. Филимонов. – М., 2011. – С. 145.

 

Режиссер Андрей Тарковский:

«Сценарий назывался не «Андрей Рублев», т. е. главной была не история художника-иконописца начала 15 века, а «Страсти по Андрею». Страсти – тернистый путь самопознания, греха, раскаяния и милосердия. Это путь преображения Духа, становящегося Светом. Это путь художника и поэта в России».

Тарковский А. Ностальгия / А. Тарковский. – М., 2008. – С. 151.

«…Одна из целей нашей работы заключалась в том, чтобы восстановить реальный мир XV века для современного зрителя, т.е. представить этот мир таким, чтобы зритель не ощущал «памятниковой» и музейной экзотики ни в костюмах, ни в говоре, ни в быте, ни в архитектуре, т. е. никакой условной стилизации, которую мы так любим в исторических экзерсисах, будь то кино, живопись или литература. Считаю фильм правдивым, во всяком случае, я старался, чтобы он выражал наше отношение к эпохе Рублева».                                                      

Тарковский А. Ностальгия / А. Тарковский. – М., 2008. – С. 142.

«Рублев» в другом виде просто не мог быть создан. Он жесток потому, что рассказывает о жестоком времени. Но я бы сказал, что жестокость в нем все же непропорциональна той страшной реальности, в которой вынуждены были жить современники Рублева и, конечно, сам художник. В фильме она сильно отлакирована, преуменьшена. Но я не ставил себе задачу сделать из «Рублева» страшный фильм. Моя картина прежде всего о надежде, о надежде, которую выражает всякое настоящее искусство, и о предназначении художника».

Тарковский А. «Для меня кино – это способ достичь какой-то истины» / А. Тарковский // Экран-90. – М., 1990. – С. 60-68.

 

Директор картины Тамара Огородникова:

«Трудности начались с первого дня. Пришлось дать письменную расписку, что мы уложимся в миллион рублей, выбросив Куликовскую битву из-за дорогостоящих сцен. И после этого нас запустили. Первые кадры мы снимали 14-15 апреля 1965 года между Владимиром и Суздалем».

Тарковский А. Ностальгия / А. Тарковский. – М., 2008. – С. 140.

«Начали съемки с Суздаля и Владимира: это была первая экспедиция. Я помню, что первый съемочный день был начало «Колокольной ямы» (помните, когда приезжают гонцы и ищут мастера?). Эти первые кадры мы снимали 14 и 15 апреля 1965 года между Владимиром и Суздалем: такая маленькая деревенька и там банька; полотнища белого холста всюду лежали. Это был наш первый съемочный день. Потом началось строительство колокольной ямы, которое было очень сложно. Пока строилась яма, мы снимали разные эпизоды на натуре. В то время, когда снимали колокольную яму, готовили Владимир.

Кроме Владимира мы снимали еще в селе Боголюбово, недалеко от Владимира, - там было начало «Голгофы», а продолжение – зимой – снимали у колокольной ямы. Сельцо для эпизода ночи Ивана Купалы мы тоже нашли под Владимиром: маленькая такая деревенька, но очень живописная, через реку, помните, которую Марфа переплывает?

Что касается Владимирского собора, то инцидент был. Но, конечно, никто его нарочно не поджигал. На съемках присутствовали все, включая начальника, дежурили пожарные машины. Но пиротехники, которые сидели наверху, жгли черный дым; а у него очень высокая температура, до 1000 градусов. А там между крышей и опалубкой очень маленькое расстояние, и деревянная опалубка загорелась. Естественно, пожарные испугались, пустили струю и все облили. Так что неприятности были. Но это был, конечно, случай».

Туровская М. Семь с половиной, или Фильмы Андрея Тарковского / М. Туровская. – М., 1991. – С. 51-78.

 

Композитор Вячеслав Овчинников:

«Я тогда начал работу над ораторией «Сергий Радонежский». У меня была тогда идея национального подхода к искусству. «От мира и не от мира сего». Через икону идет связь с Богом. Андрей любил мою музыку, и мы много говорили о музыке. Я подарил ему музыку из «Радонежского». Она звучит на вступительной теме фильма, «Ночь Ивана Купалы» и в финале. Я дал ему эту тему специально для Куликовской битвы, но он Куликовскую битву не снимал и поставил этот фрагмент на финал».

Тарковский А. Ностальгия / А. Тарковский. – М., 2008. – С. 149.

 

Актер Ролан Быков:

«Есть роли, которые доставляют актеру наслаждение особого рода – близкое захватывающему чувству эксперимента над самим собой. Эти роли дают возможность проникнуть в самое сокровенное, в некую личную тайну, они становятся исповедью, мерой откровенности, актом непосредственного творческого самоутверждения – такою была для меня роль в фильме «Страсти по Андрею» («Андрей Рублев») режиссера Андрея Тарковского. Я должен был сыграть скомороха – первого актера на Руси. И работа над этой ролью стала для меня делом профессионального престижа».

Львовский М. Человек, которому верят / М. Львовский. – М., 1990. – С. 101-102.

 

Анатолий Солоницын:

«Я хорошо помню, как однажды проснулся глубокой ночью. Какое-то беспокойство владело мной. Что-то тревожное, невыразимое… Я встал, вскипятил чай, курил. Но странное чувство не проходило. С большим трудом дождался рассвета. Побрился, пошел в булочную. А когда возвращался домой, в подъезде столкнулся с почтальоном, пожилой такой женщиной. Она вручила мне телеграмму. Я прочел, что вызываюсь на съемки».

Солоницын А. Ветвь / А. Солоницын. – М., 1990. – С. 16.

 

Из писем Анатолия Солоницына (апрель-май 1965 г.):

26 апреля. Я уже во Владимире. Но съемки оттягиваются до 4-5 мая. Группа относится ко мне хорошо. Тарковский просто прелестно. Мы находим общий язык…

4 мая. Во Владимире идет снег. Погода грязная, пасмурная. Съемки отменяются день за днем.

8 мая. 12 мая переезжаем на натуру – это под Суздаль.

Май. Мы работаем. …Андрей Арсеньевич смотрит на меня очень пристально, подолгу. Никак не могу привыкнуть к этому его взгляду: вроде поддерживающий, но в какой-то момент очень строгий и жесткий. И я пугаюсь. Все время думаю, что это моя последняя съемка, что он снимет меня с роли. Работаю в страшном напряжении, ног под собой не чую…

Искусство кино. – 1994. – № 6. – С. 154-155.

 

Актер Николай Бурляев:

«Новеллу «Колокол» снимали в конце октября. Вся группа, кроме меня, была одета в овчинные тулупы. Я должен был пройти по краю обрыва под проливным дождем, который имитировали пожарные брандспойты, и съехал на спине вниз с горы. После первого дубля в глазах потемнело от боли и холода. Но по просьбе Тарковского было сделано еще несколько дублей этого эпизода».

Бурляев Н. Один из всех…за всех…противу всех… / Н. Бурляев // Ностальгия по Тарковскому. – М., 2007. – С. 222-239.

 

Николай Глазков, поэт и переводчик:

«Мне выпало счастье участвовать в съемках фильма об Андрее Рублеве. О себе. Во Владимир я приехал впервые в 1960 году, когда начал работу над поэмой «Юность Рублева». Изучал фрески Успенского собора. И второе мое пребывание во Владимире связано с именем великого живописца. Но на этот раз я приехал не только как автор поэмы об Андрее Рублеве, но и как актер, снимающийся в фильме. Мне досталась роль «летающего мужика» - первого русского воздухоплавателя. Действие происходит на Нерли».

Глазков Н. Великий живописец / Н. Глазков // Призыв. – 1965. – 22 мая. – С. 4.

«Рабочий поселок фабрики «Организованный труд». Внимание всех привлекают появившиеся повсюду объявления: «Студия «Мосфильм» с 25 апреля по 1 мая будет проводить на реке Нерль у Покрова съемки фильма «Андрей Рублев». Далее сообщалось о том, чтобы желающие приняли участие в массовых съемках. Интерес к съемкам был велик и желающих принять участие в них было немало. Среди рабочих фабрики, принявших участие в съемках, были: К. Шишкин, А. Петров, Г. Турин, В. Шевирева, А. Белов, Н. Зайцев и другие».

Петров В. На съемках фильма «Андрей Рублев» / В. Петров // Знамя. – 1965. – 4 мая. – С. 4.

 

«Обет молчания дан режиссером А. Тарковским, дан такой обет и А. Солоницыным, исполнителем главной роли в фильме. Их можно понять: идет сложная работа, и тут не до интервью с журналистами, к тому же говорить о результатах еще рано. Пока что тем, кого интересуют съемки фильма «Андрей Рублев», проходящие во Владимире, Суздале и на реке Нерль, редакция газеты может предоставить стихи поэта Николая Глазкова, снимающегося в фильме в роли первого русского воздухоплавателя.

 

По пятнадцатому веку

(Андрею Тарковскому)

 

Подпоясанный веревочкой,

Оттолкнулся я от берега

И плыву, плыву на лодочке

По пятнадцатому веку.

По Нерли вверх по течению

В быстротечном половодье

Я плыву без огорчения,

Приобщив себя к природе.

Лодка легкая из дерева

Полюбила эту реку,

А на фоне неба серого

Храм двенадцатого века.

И пространство, мне не чуждое,

Очень древнее так ново.

На Нерли себя я чувствую

Современником Рублева».

 

Розинская М. Внимание! Снимается новый фильм «Андрей Рублев» / М. Розинская // Комсомольская искра. – 1965. – 4 июля. – С. 3.

 

«Не удивляются владимирцы, когда на шумных улицах города среди троллейбусов, автобусов появляется кавалькада всадников в островерхих шапках, в кольчугах, с луками и стрелами, будто сошедших с полотен, изображающих татаро-монгольское нашествие. Вот уже почти все лето и сейчас, в осенние дни, в городе идут съемки двухсерийного фильма об Андрее Рублеве.

Итак, о съемках. Чтобы не повредить архитектурные ансамбли, рядом возведены деревянные макеты. Они-то и пылают на фоне величественных сооружений прошлого. Для игры в фильме приглашены жители Владимира».

Анатольев П. Владимир – съемочная площадка / П. Анатольев // Призыв. – 1965. – 8 октября. – С. 4.

 

«Двухсерийный фильм «Андрей Рублев», недавно законченный кинорежиссером Андреем Тарковским разделил судьбу тех картин, которые привлекают всеобщий интерес едва ли не с момента их замысла. Сенсационно было и то, что впервые в центре художественного произведения должен был стоять легендарный Рублев. Герои фильма – лица исторические и вымышленные. Они говорят вполне современным языком, без анахронизмов. Фильму вообще чужда всякая стилизация. Широкоэкранный фильм снимался во Владимире, Суздале и в Андрониковом монастыре в Москве».

ТАСС. Киноэпопея об Андрее Рублеве / ТАСС // Призыв. – 1967. – 9 февраля. – С. 3.

 

«Успенский собор XII века горел за свою долгую жизнь во время страшных городских пожаров в 1185 и в 1193 годах, а также 1283 году, когда Владимир был взят ордами Батыя. А вот четвертый пожар был в июне 1965 года, во время съемок «Андрея Рублева». В фильме снимались события 1410 года, когда хан Талыч сжег город, но храм уцелел от огня. По сценарию А. Кончаловского, собор тоже горел. Для имитации пожара на крышу подняли дымовые шашки. Их надлежало положить на подносы с песком. Рабочие затащили лишь подносы и шашки. От раскаленных шашек стали тлеть стропила под железом, пошел дым из-под крыши. Настоящий пожар! Были вызваны пожарные. Пожар потушили».

«Крестный ход снимали на фоне Покровского монастыря, сцена литья колокола - на крутом берегу Каменки у стен Спасского монастыря».

Аксенова А. Киносъемки…Киношоки… / А. Аксенова // История. Судьба. Музей / А. Аксенов. – Владимир, 2001. – С. 253-262.

 

«Режиссер без актеров все равно, что полководец без армии. Наиболее трудная роль досталась главному герою – Анатолию Солоницыну. По сюжету сценария Андрей Рублев дает обет молчания. Чтобы роль была сыграна жизненно, правдиво, Анатолий Солоницын и в жизни либо молчит, либо объясняется жестами. Наряду с подобными ситуациями существуют и комические. По сюжету сценария «летающий мужик» должен был вбежать в церковь Покрова на Нерли мимо лошади, но от страха он забыл сказать слова, которые должен был сказать, так как боится очень лошадей и проделал это все в более быстром темпе, чем требовалось.

В историческом кинопроизведении массовые сцены – душа фильма. Стоит их убрать из фильма – и фильм повиснет в воздухе, станет фальшивым».

Тарковский А. Мои актеры / А. Тарковский // Призыв. – 1965. – 22 мая. – С. 4.

 

Л. Кизилова, ассистент режиссера: «Мы, работники «Мосфильма», очень благодарны городу Владимиру за его гостеприимство, за хорошее отношение к нам».    

В. Химушкина, костюмерша: «Был один случай. Вздумал один актер на лодке покататься. А лодки, сами понимаете, в пятнадцатом веке какие. Выдолблены из одного куска дерева, вертлявые и одним веслом управляются. Вот актер поехал на такой лодке, она у него перевернулась, наполнилась водой и ко дну пошла. Искупался актер в Нерли. А кто должен мокрую одежду сушить? Костюмерша, т. к. я за нее отвечаю».      

Говорят те, кто остается за кадром // Призыв. – 1965. – 22 мая. – С. 4.

 

«Владимирцы уже как-то привыкли к тому, что их город стал по существу филиалом «Мосфильма». Теперь на улицах и в парках немудрено встретить монахов, воинов, воинственных татар – действующих лиц будущего фильма «Андрей Рублев». А на днях общество «Знание» пригласило любителей киноискусства на встречу с творческим коллективом снимающегося фильма. Собственно, коллектива не было, были только «три кита», на которых держится фильм – режиссер Андрей Тарковский, оператор Вадим Юсов и исполнитель роли Андрея Рублева – актер Анатолий Солоницын. Очень интересным был рассказ Анатолия Солоницына, который впервые снимается в большом фильме».

Они снимают «Андрея Рублева» // Комсомольская искра. – 1965. – 22 сентября. – С. 4.

 

Производственная, а затем и прокатная судьба этой картины складывалась поистине драматически. Критические замечания по поводу фильма были высказаны в письме секретаря Владимирского областного комитета партии от 17 июля 1969 года (в июле во Владимире состоялся общественный просмотр фильма).

«…По нашему общему мнению, фильм «Андрей Рублев» - творческая неудача А. Тарковского и его нецелесообразно выпускать на экран. Прежде всего, непонятна творческая, идейно-художественная позиция создателей кинофильма. Название фильма не соответствует его содержанию. В фильме нет Рублева – художника. Памятники архитектуры – Дмитриевский и Успенский соборы, на фоне которых происходят многие события фильма, показаны в безобразном состоянии, что вызывает недоумение».

Фильм вышел на экран только в декабре 1970 года.

Винокурова Т. Хождение по мукам «Андрея Рублева» / Т. Винокурова // Искусство кино. – 1989.  № 10.

В рамках акции «За кадром» участница съемок Любовь Михайловна Невская предоставила фотографии из семейного архива.