Юность Петра
Была та смутная пора,
Когда Россия молодая,
В бореньях силы напрягая,
Мужала с гением Петра.
А. С. Пушкин
Киностудия имени Горького, 1980. Совместно с ГДР.
Режиссер и автор сценария С. Герасимов. Оператор С. Филиппов. Художники-постановщики: Б. Дуленков, А. Попов. Художники по костюмам: Э. Маклакова, Н. Полях. Композитор В. Мартынов. В ролях: Д. Золотухин, Т. Макарова, Н. Бондарчук, Н. Еременко, О. Стриженов, Л. Федосеева-Шукшина, М. Булгакова, И. Лапиков и др.
Первый фильм дилогии по роману Алексея Толстого «Петр Первый».
История становления личности одного из величайших российских монархов, его восхождения на престол и укрепления власти. Борьба за трон с сестрой Софьей, подавление стрелецких мятежей, выбор пути, по которому вести страну.
Фильм снимался в Суздале, в Белгород-Днестровском и под Костромой.
Режиссер Сергей Герасимов:
«Картина о Петре – затея далеко не только историографическая. Мы рассказываем о том времени, когда формировалась личность Петра. А складывалась эта личность в борьбе, в яростной схватке. Вот это становление личности в схватке, в противоборстве кажется мне актуальным. Это с одной стороны. А с другой, одновременно происходило и формирование нового государства – и тоже в столкновениях и противоборстве. И это, думается, чрезвычайно важно объяснить нашему современнику».
Герасимов С. Актуальность истории / С. Герасимов // Искусство кино. – 1980. – № 9. – С. 70-85.
«Юность Петра» - экранизация первой части романа А. Толстого «Петр I». Я очень люблю эту книгу, она прекрасно написана, в ней множество живых, полнокровных характеров. И как интерпретатор, я стремлюсь перенести на экран то, что создано писателем, полностью ему доверяя, следуя логике его повествования, потому и в титрах будет сказано: «По роману», а не «По мотивам романа».
…Я не представляю себе эпохи вне человека. Меня интересует исполинская фигура Петра, в котором, как в капле, сфокусировалось его время. Его судьба, деяния и по сей день вызывают живой отзвук в душе современника. Все мы дети своей страны и понять, и оценить важнейшую веху в судьбе Отчизны, когда она переходила на качественно новую ступень развития, необходимо не только историкам, но и каждому из нас.
…Немало трудностей связано с тем, что переменился облик мест, где происходили события далекого прошлого, и надо было в разных уголках страны найти соответствующую натуру. Кремлевские эпизоды снимались, естественно, в Кремле, а вот Преображенское пришлось заново построить в Суздале, для Азова выбрали натуру в Белгород-Днестровском, для сцен, связанных со строительством кораблей, нашли под Костромой».
Сергеева Т. «Юность Петра» / Т. Сергеева // Советский экран. – 1980. – № 3. – С. 10-12.
«Съемки фильма «Юность Петра» проводятся в декорациях «Преображенского села» на территории Музея деревянного зодчества, на Ильинском лугу, на Пушкарской улице и живописных берегах Каменки, в Спасо-Евфимиевом монастыре и других местах Суздаля. Драматический эпизод снимался в Никольской деревянной церкви. Старец Нектарий призывает верующую паству вознестись к господу над огненным храмом, а попросту подвергнуться самосожжению».
Белов Ю. «Юность Петра» / Ю. Белов // Призыв. – 1980. – 20 июня. – С. 4.
«В Музее деревянного зодчества, который превратился в старую Москву, были проведены большие работы: достроены бочкообразные кровли, на домах пристроены нарядные крылечки, установлены деревянные тротуары – все это на фоне деревянных церквей – Преображенской и Воскресенской».
Аксенова А. Киносъемки… Киношоки… / А. Аксенова // История. Судьба. Музей / А. Аксенова. – Владимир, 2001. – С. 253-262.