Всего на сайте
изданий:  10243
статей:  1150
Электронная библиотека
search

Братья Карамазовы (1968)

«Мосфильм», 1968

Режиссеры: И. Пырьев, К. Лавров, М. Ульянов. Автор сценария И. Пырьев. Оператор С. Вронский. Звукорежиссер Е. Кашкевич. Композитор И. Шварц. В ролях: М. Ульянов, К. Лавров, А. Мягков, С. Коркошко, И. Лапиков, В. Никулин и др.

По одноименному роману Ф. М. Достоевского.

 

Иван Пырьев не успел закончить «Братьев Карамазовых». Ирония судьбы: последний роман Ф. Достоевского – последний фильм И. Пырьева… Но впервые в истории «Мосфильма» работу над картиной, оставшейся без постановщика, продолжили друзья и единомышленники. Место режиссера заняли актеры Михаил Ульянов и Кирилл Лавров.

В фильм вошла панорама Суздальского кремля с Кабацкой горы.

Режиссер Иван Пырьев:

«О «Карамазовых» я впервые задумался, когда еще ставил «Идиота», много размышлял над экранизацией, искал решения. Не находил. Отказывался, потом снова возвращался к нему. Достоевский мне бесконечно дорог, я испытываю давнее и стойкое пристрастие к нему как к писателю исключительному и по художественной силе, и по трагической судьбе. Для меня самое главное в Достоевском – это огромная любовь к России. В романах Достоевского очень важно уловить стремление к светлому, чистому, нравственному началу в человеке, а не акцентировать внимание на болезненных чертах творчества… Натурные съемки будут проходить в средней и северной частях России. Это Суздаль, Троице-Сергиевская лавра, Псковско-Печорская лавра. Эти места как нельзя больше соответствуют образному строю произведения».

Пырьев И. «Братья Карамазовы» / И. Пырьев // Советский экран. – 1967. – № 10. – С. 12-13.

 

Иван Пырьев:

«Пройдя через мнимую смертную казнь, через ужасы каторги, познав жизнь на самом дне, Достоевский как никто был связан со своими героями. Нужно открыть нашему зрителю, кого он любил, кого ненавидел, во что верил и чему поклонялся.

Глаза героя должны стать в нашем фильме основным средством, призванным сообщить зрителю подлинную сущность мыслей, чувств и взаимоотношений персонажей.

И все-таки нам хочется делать фильм так же, как в свое время «Идиота», в цвете. Напряженный трагизм страстей, суровость повествования подсказывают нам особый характер пользования цветом. Нам мыслится, что цвет должен помочь актеру наиболее полно выразить и донести до зрителя состояние его чувств, мыслей и быть не украшением фильма, а одним из основных элементов его драматургии».

«Братья Карамазовы»: последняя работа режиссера Пырьева. – М., 1968. – 16 с.

 

Актер Михаил Ульянов:

«Я начал читать, читать и читать, стараясь погрузиться как можно глубже, насколько хватало моего дыхания…Со страниц романа поднималась трагическая, безудержная, почти безумная фигура Дмитрия Федоровича Карамазова. Но как сыграть, как передать весь накал, весь пожар, в котором горит этот беззащитный человек? Подхлестнутый этим неистовым чувством, я попытался передать его на съемке».

Ульянов М. Две драмы / М. Ульянов // Реальность и мечта / М. Ульянов. – М., 2007. – С. 251-265.