Всего на сайте
изданий:  10243
статей:  1150
Электронная библиотека
search

Полеты во сне и наяву

(1982)

Киностудия имени Довженко, 1982.

Режиссер Р. Балаян. Автор сценария В. Мережко. Оператор В. Калюта. Художник-постановщик В. Волынский. Звукорежиссер Л. Любенская. Композитор В. Храпачев. В ролях: Л. Зорина, Е. Костина, О. Янковский, Л. Гурченко, О. Табаков, А. Адабашьян, О. Меньшиков, Н. Михалков и др.

 

К сорока годам «положено» чего-то достичь. Сергей не достиг почти ничего из того, что «положено». Зато он летает во сне. А явь — с чувством долга, с бывшими однокурсниками, с бывшими друзьями, с настоящей (настоящей ли?) давно надоевшей работой, с настоящими (настоящими ли?) любимыми, любящими, давно надоевшими женщинами — не тот же ли сон? Что в будущем — неизвестно.

 

«Полеты во сне и наяву» поначалу приняты не были. Судьба картины, бурная и трудная, свершилась спустя шесть лет присуждением Государственной премии СССР. Страсти кипели главным образом вокруг центрального персонажа, которому сражу же припечатали тавро антигероя».

Абдуллаева З. После «Каштанки» и «Бирюка» / З. Абдуллаева // Живая натура / З. Абдуллаева. – М., 1989. – С. 70-105.

Съемки фильма начались в сентябре 1981 года во Владимире.

Режиссер Роман Балаян:

«Снимая «Полеты…», я тешил себя надеждой, что фильм не устареет и через десять лет. В нем есть некая загадка: до конца ведь непонятно, куда стремится герой, чего хочет, кто прав, а кто не совсем. При этом все они в фильме люди хорошие, но почему же тогда всем им так плохо?! Об этом стоит задуматься…»

Мусский И. «Полеты во сне и наяву» / И. Мусский // Сто великих отечественных кинофильмов / И. Мусский. – М., 2006. – С. 428-432.

«Я увидел Олега Янковского в фильме «Мы, нижеподписавшиеся» и решил, что это как раз и есть мой герой. Недосказанность и сдержанность в игре Янковского – именно то, что мне нужно. У Янковского единственное «фирменное лицо» советского кинематографа. Такие крупные планы, которые может создать этот артист, умеют немногие.»

«Могу назвать только четыре фильма из своих одиннадцати, которые я снимал с удовольствием, играючи: «Бирюк», «Полеты во сне и наяву», «Поцелуй» и «Храни меня, мой талисман»».

Балаян Р. Есть о чем мечтать / Р. Балаян // Искусство кино. – 2007. – № 10. – С. 98-107.

      

Актер Олег Янковский:

«Все время, пока шли съемки, с утра до вечера мы не разлучались с Балаяном. Бродили по Владимиру, где снималась картина, разговаривали, спорили, узнавали друг друга, и переходя от общения в жизни к общению в работе на съемочной площадке, этой грани я не ощущал. Работалось легко, счастливо, манера работы режиссера давала мне редкую для артиста возможность импровизации и результат получился совершенно невероятный. Ведь как обычно профессионал смотрит на свою работу? Здесь можно было сыграть лучше, здесь я недотянул, здесь, наоборот пережал и так далее. С «Полетами…» было совсем иначе: впервые увидев картину целиком, я вдруг начисто забыл, что это я, что это моя работа. Я видел совершенно нового человека, которому на протяжении всей картины глубоко сострадал, а в финале просто комок подкатил к горлу».

Абдуллаева З. Олег Янковский. Ностальгия по герою: художественная биография / З. Абдуллаева. – М., 2001. – 302 c.

«Для меня это были две ипостаси одной роли. Про себя я ту свою жизнь называл «Бермудский треугольник». Я разрывался между городом Владимиром (Балаян), Подмосковьем (Микаэлян) и Москвой (театр). Вечером я за рулем во Владимир, на рассвете в Москву. Я спал по 3-4 часа в сутки. Но был на подъеме, сильнейший импульс давало то, что нравилось работать, роли нравились». (Олег Янковский снимался одновременно в фильме «Влюблен по собственному желанию» у С. Микаэляна и в «Полетах…»).

Мусский И. «Полеты во сне и наяву» / И. Мусский // Сто великих отечественных кинофильмов / И. Мусский. – М., 2006. – С. 428-432.

«Счастье, когда артисту выпадает такая возможность – поговорить со зрителем о герое своего времени, о своем поколении… Поэтому я так дорожу этой ролью, считаю ее самой большой своей удачей».

Янковский О. «Полеты во сне и наяву» / О. Янковский // Улыбайтесь, господа! / О. Янковский. – М., 2010. – С. 51-56.

«Полеты…» снимались на владимирских улицах, Колхозном рынке, в одном из домов на ул. Северной, а щемящий финал на берегу реки – в окрестностях города. Особенно впечатлил владимирских зрителей эпизод фильма, в котором партнерша выходит навстречу Янковскому из всегда наглухо закрытых в жизни ворот Богородице-Рождественского монастыря… Ведь все знали, что там тогда размещалось областное управление КГБ».

Лучников А. Не «Царь», и не «Цареубийца» / А. Лучников // Аргументы и факты – Владимир. – 2009. – № 25. – С. 17.

Фрагменты фильма, снятые в г. Владимир, а также фрагмент документального фильма В. Коновалова «Полеты в кино и наяву» 2007 г. о работе над фильмом.