Всего на сайте
изданий:  10179
статей:  1147
Электронная библиотека
search

Живые и мертвые

(1963)

«Мосфильм», 1963

Режиссер и автор сценария А. Столпер. Оператор Н. Олоновский. Художник С. Волков. В ролях: К. Лавров, А. Папанов, М. Ульянов, О. Ефремов, Л. Соколова и др.

 

По одноименному роману Константина Симонова. Журналиста Ивана Синцова известие о вероломном нападении нацистской Германии застает во время южного отпуска. Как фронтовой корреспондент он становится свидетелем тяжелых событий первых месяцев войны — многочисленных отступлений 1941 года.

 

Село Батыево, где проходили съемки, находилось в Суздальском районе напротив села Борисовского. Здесь были сняты ключевые эпизоды фильма – бой в горящей деревне батальона Рябченко и встреча Серпилина с Синцовым.

Актер Анатолий Папанов:

«Александр Борисович Столпер ошеломил меня своим доверием, предложив роль генерала Серпилина. Первая моя мысль была – отказаться. Помню, с каким волнением шел на первую беседу с режиссером. Мы говорили не только о будущей работе, но и том, где я воевал, какие моменты пришлось пережить на войне. Он заставил меня поверить в свои возможности, необходимые для работы над необычной для меня ролью. На репетициях, на съемках я ощущал его поддержку. На съемках часто бывал Константин Михайлович Симонов. Военный корреспондент, человек боевой солдатской биографии, прозаик и поэт, он помог мне постичь своего генерала Серпилина. Его рассказы, беседы с ним дополняли, обогащали, помогали изнутри постичь дорогой мне образ».

Четыре музы Анатолия Папанова. – М., 1994. – С. 40.

 

Актер Кирилл Лавров:

«Именно Константин Михайлович Симонов привел к режиссеру Столперу и Анатолия Папанова, и меня. Столпер был хорошим, опытным, интересным кинорежиссером, с характером определенным и независимым. Но авторитет Симонова был для него непререкаемым. И оба мы с Папановым были утверждены на фильм почти без проб, если не считать пробы грима. Столпер с огромным уважением относился к Папанову. С самого начала чувствовалось, что этот актер – лидер в картине.

Во время работы над «Живыми и мертвыми» Константин Михайлович постоянно был с нами: следил, чтобы на экран не попала никакая «туфта» - ни хромовые сапожки, ни противогазы, ни хорошо подогнанные солдатские гимнастерки».

Лавров К. В памяти – светло / К. Лавров // Четыре музы Анатолия Папанова. – М., 1994. – С. 85-88.

«Батыево. К съемочной площадке «Мосфильма» ведет специально расчищенная дорога. Вот прибыли для съемки воины Владимирского гарнизона. Внимательно слушают указания второго режиссера Леона Кочаряна, который объясняет поведение в эпизоде – батальон Рябченко в сожженной деревне. Пиротехники не дремлют. Дымы, ослепительные вспышки от рвущихся снарядов – все готово. «Внимание, мотор!», - раздается команда режиссера. Небо озаряют отблески пожарищ. Суровы и полны ненависти лица солдат: на их глазах враг жжет жилища ни в чем не повинных людей. Горит станция, которую батальон должен взять во что бы то ни стало… «Почему выбраны места под Владимиром. Потому что здесь есть все, что требовалось для съемок – и старинные дома, и полуразрушенная церковь, которую мы можем доразрушить по нашему усмотрению», - говорит художник фильма Стален Волков. В Батыево сняты зимние и финальные сцены фильма».

Мухина Л. Ради жизни на земле / Л. Мухина // Призыв. – 1963. – 9 марта. – С. 4.