Главный свидетель
«Мосфильм», 1969
Режиссер А. Манасарова. Автор сценария А. Витов. Оператор Е. Васильев. Композитор Н. Сидельников. В ролях: Е. Санаева, А. Белявский, Л. Лужина, В. Санаев, Л. Данилина, М. Кислов и др.
Фильм поставлен по мотивам рассказа А. П. Чехова «Бабы», повествующего о горькой доле русской женщины в царской России.
Натурные съемки велись в Муроме.
Режиссер Аида Манасарова:
«Рассказ Чехова «Бабы» привлек нас ярко выраженным современным звучанием, мыслью об ответственности каждого человека за свои поступки. Но мы не ограничились перенесением на экран коллизии рассказа «Бабы», а для того, чтобы «углубить» тему, воспользовались некоторыми мотивами из других произведений Чехова: «Трубная площадь», «Сирена», «В суде» и другие. Это позволило сценаристу А. Витензону своеобразно построить сюжет фильма, в частности перенести действие в суд, где разбирается дело Маши Каплунцовой, обвиняемой в убийстве мужа. Прямой виновник разыгравшейся трагедии Матвей Саввич выступает как свидетель. И вот здесь, в изображении одних и тех же событий двумя людьми, становится очевидной вся глубина нравственной драмы чеховских героев».
Христофорова И. «Главный свидетель» / И. Христофорова // Советский экран. – 1969. – № 5. – С. 9.
Актер Михаил Кислов:
«Я родился и всю жизнь прожил в деревне. Поэтому мне, как никакая другая из сыгранных мною, близка роль Васи. Хотелось бы создать образ человека поэтического, способного на глубокое чувство, «деревенского Ромео», если хотите. Работать над этой ролью тем более трудно, что мой герой не умеет выразить словами всего, что чувствует. За него должны говорить глаза. Поэтому в фильме будет много крупных планов. Это сложно и очень интересно».
Христофорова И. «Главный свидетель» / И. Христофорова // Советский экран. – 1969. – № 5. – С. 9.
Актер Александр Белявский:
«Чем больше я вникаю, вживаюсь в роль Матвея Саввича, тем больше вопросов и сомнений в отношении трактовки этого образа у меня возникает. Если бы мне удалось проникнуть в эту искалеченную религиозной моралью душу, я думаю, получился бы необычайно интересный образ».
Христофорова И. «Главный свидетель» / И. Христофорова // Советский экран. – 1969. – № 5. – С. 9.<
«Зимой 1967 года режиссер Аида Манасарова снимала в Муроме фильм «Главный свидетель». Сегодня уже мало кто помнит этот фильм. Перед глазами наш старый Муром: дома, которых давно уже давно нет, Смоленская церковь, тогда еще даже не ставшая выставочным залом, но играющая существенную роль в антураже фильма, замерзшая Ока и лестница, ведущая к Козьмодемьяновской церкви.
Вот что рассказал местный житель Виталий Александрович Шибанов о съемках этого фильма: «В то время я жил на улице Комсомольской. Тогда еще на ней не было многоэтажных домов, это была типичная улица провинциального городка начала XX века, подходящая натура для съемок фильма по рассказам А. П. Чехова. Мы и не знали, что в городе снимается кино. Неожиданно увидел, как напротив окон нашего дома появились люди, устанавливающие кинокамеры, и вдруг около них вижу Александра Белявского, которого уже знал по фильмам. Словом, фотосессия, как говорят сегодня, удалась».
Дюмина И.Снималось в Муроме / И. Дюмина // Новая провинция. – 2012. – 24 октября. – С. 15.</
Фрагменты фильма, снятые в городе Муроме, а также фрагмент из документального фильма «Александр Белявский. Личное дело Фокса» (2012 г.)
В рамках акции «За кадром» очевидец съемок Виталий Александрович Шибанов предоставил фотографии со съемочной площадки.