Всего на сайте
изданий:  2976
статей:  915
Электронная библиотека
search

Дни и годы Николая Батыгина

(1987)

ТО «Экран», 1987

Режиссер Л. Пчелкин. Сценарист А. Галиев. Оператор В. Трофимов. Художник-постановщик Ю. Углов. Композитор Ю. Буцко. В ролях: В. Спиридонов, Ж. Пивоваров, В. Глаголева, М. Жигалов, Б. Плотников, В. Баринов, О. Остроумова, О. Борисов, А. Михайлов, А. Вертинская, С. Крючкова и др.

Однажды хозяину хрустального завода Пальцеву, поставщику царского двора, принесли вазу удивительной, невиданной доселе работы. Ни у самого Пальцева, ни у его конкурентов не было мастера, способного сотворить такое чудо. Заводчику надо было отыскать этого умельца…Фильм о трудной судьбе мастера-стеклодува Николая Батыгина.

Фильм снимался в Гусь-Хрустальном на Гусевском хрустальном заводе, в поселке Иванищи Гусь-Хрустального района, на стекольных заводах поселков Красный куст и Воровского Судогодского района.

Режиссер Леонид Пчелкин:

«Когда я познакомился со сценарием Анатолия Галиева, то невольно загорелся желанием побывать в Гусь-Хрустальном. Нас, киносъемочную группу, тепло встретили на хрустальном заводе, где будут сниматься многие кадры фильма. В нашем фильме, который охватывает период с 1915 по 1972 год, главный герой – рабочий человек, мастер-стеклодел Батыгин. Его роль исполнит киноактер Вадим Спиридонов. Съемки мы начали на хрустальном заводе, а также в районе пионерского лагеря этого предприятия. В фильме широко будет показан труд стеклодела, коренные преобразования, происшедшие за годы Советской власти.

Весенние съемки мы будем вести не только в Гусь-Хрустальном, но и в Подмосковье, а затем поедем в ГДР, где предстоит снять несколько кадров о периоде, когда главный герой картины попадает в Германию, как военнопленный первой мировой войны. Летом же снова приезжаем в Гусь-Хрустальный, и надолго. В нашей картине Гусь-Хрустальный станет называться Нижние Селезни».

Толмачев И. «Династия Батыгиных» / И. Толмачев // Призыв. – 1986. – 23 марта. – С. 3.<

«Этот коротенький эпизод, в котором мне предстояло произнести всего несколько фраз, снимался в течение целого дня. В Гусь-Хрустальном, где я в ту пору (шел 1986 год) работал корреспондентом городского радио, шли съемки художественного фильма «Дни и годы Николая Батыгина», о династии мастеров дела хрустального. Для одного из эпизодов понадобился корреспондент с магнитофоном через плечо и микрофоном в руках – по сценарию он должен был взять интервью у младшего Батыгина. Мне вручили текст. И оставили наедине с самим собой в одной из комнат Дворца культуры хрустального завода. Я уже выучил текст, но никто за мной не приходил, хотя с самого начала предупредили, что времени у меня мало… Заскрежетали тормоза студийной «Волги»… Меня подхватили «под белы руки», и через несколько минут я уже стоял в одном из цехов хрустального завода у гутной печи. За меня взялись попеременно гример, режиссер, оператор. Готовился к съемкам и Вадим Спиридонов. Он был в гриме: седые волосы, морщины на лице. Разговор был коротким, всего в несколько фраз».

Фурсов А. Дубль № 5, или Как я снимался в кино / А. Фурсов // Призыв. – 1990. – 25 августа. – С. 16.</p

Фрагменты фильма, снятые на территории Гусь-Хрустального и Судогодского районов Владимирской области.

Медведев Валерий, г. Васильков, Киевская обл.:

В августе 1985 года на моей родине в городе Гусь-Хрустальный проходили съемки фильма «Дни и годы Николая Батыгина». Фильм о трудной судьбе семьи стеклодувов Батыгиных. В съемках фильма наряду с многими известными актерами принимали участие и «артисты» из местного населения. В том числе и мой брат Алексей Медведев – сержант доблестной гусевской милиции. Несколько милиционеров патрульно-постовой службы снимались в коротких эпизодах в роли солдат. Эти кадры снимались в районе деревни Семёновка на живописных берегах речки Судогды, где для съемок была построена заимка и гута стеклодува Разумея Батыгина. Кроме того, некоторые эпизоды снимались в самом городе, в том числе в музее хрусталя.

Мой брат Алексей с самого детства – замечательный фотограф. Ну и, конечно, он прихватил свой «Зенит-ЕТ» на съемки фильма, и получились классные фотокадры, которые я оцифровал с фотопленки, отредактировал и с разрешения автора предоставляю Владимирской областной научной библиотеке для акции «За кадром».