Всего на сайте
изданий:  2977
статей:  918
Электронная библиотека
search

Царская невеста

(1964)

Зачиналася каменна Москва –

Зачинался в ней и грозный царь,

Грозный царь Иван Васильевич…

 

 

Фильм-опера. Рижская киностудия, 1964

Авторы сценария: А. Донатов, В. Гориккер. Режиссер В. Гориккер. Оператор В. Масс. Художник Г. Балодис. В ролях: Р. Недашковская, поет Г. Олейниченко (Марфа), Н. Рудная, поет Л. Авдеева (Любаша), О. Коберидзе, поет Е. Кибкало (Грязной), Г. Шевцов, поет А. Гелева (Малюта Скуратов), П. Глебов (Иван Грозный) и др.

 

Экранизация одноименной оперы Н. Римского-Корсакова по драме Л. Мея.

 

В 50-60-е годы в жанре кинооперы работали и советские, и зарубежные режиссёры. В большинстве кинокартин того времени сценическая постановка просто переносилась на природу («на натуру») и в реально существующие интерьеры.

Съемки проходили в живописных местах Кидекши, возле храма Покрова на Нерли, в Суздале.

 

«Одна из самых удачных оперных экранизаций – «Царская невеста», и почти все сцены - на фоне Суздаля. Процессия монахов с зажженными факелами, идущая по валам, а затем на фоне галереи Архиерейских палат… Привратницкая Водяных ворот Покровского монастыря на фоне Александровского монастыря стала декорацией трагической сцены: Любаша пришла в жилище лекаря Бомелия за отравой для соперницы».

Аксенова А. Киносъемки…Киношоки… / А. Аксенова // История. Судьба. Музей / А. Аксенова. – Владимир, 2001. – С. 253-262.

Режиссер Владимир Гориккер:

«Работая над сценарием, мы обратились к первоисточникам – одноименной драме Мея, легшей в основу либретто, письмам композитора, в которых находятся рассуждения по поводу «Царской невесты», наконец, к историческим документам. Это помогло освободиться от штампов, наслаивавшихся от одной театральной постановки к другой, помогло с максимальной точностью следовать замыслу Римского-Корсакова. Отсюда – новые эпизоды в сценарии, развитие линий некоторых персонажей, изменение мест действия и отдельных текстов.

Больше половины картины будет сниматься на натуре. Действие оперы, как известно, происходит в Александровской слободе недалеко от Москвы, куда удалился на несколько лет царь Иван Грозный. Будем работать в старинных русских городах – Суздале и Ростове Великом».

Гориккер В. «Царская невеста» в кино / В. Гориккер // Советский экран. – 1964. – № 14. – С. 16.

 

«Когда Н. Римский-Корсаков писал свои оперы, ему не приходила мысль об их воплощении где-нибудь, кроме театра. Это были произведения подлинно сценические. Но вот дерзкий кинематограф решился нарушить традицию. Действия были перенесены на природу».

Гориккер В. Второе рождение «Царской невесты» / В. Гориккер // Советский экран. – 1965. – № 6. – С. 14.

 

Владимир Гориккер о Петре Глебове, сыгравшем Ивана Грозного:

«Иван Грозный появляется в опере всего один раз. Проходит, видит Марфу и останавливается. Обычно эту роль в театре играет артист миманса. Я же решил эту роль развить и придумал в фильме три сцены. В первой он видит Марфу. Во второй ему собрали всех невест. Царь медленно идет вдоль цепочки девушек, внимательно смотрит, около каждой останавливается, разглядывает. И одну, вдруг, выделяет. Нет, не Марфу, а Дашу. И третья – когда Марфа умирает. Грозный идет по темным проходам. За ним – Малюта Скуратов. И царь смотрит на Марфу через потайное окошко. Грозного должен был играть актер с огромным внутренним миром, с великой силой. И я пригласил на эту роль Петра Глебова. Петя согласился, хотя в роли ни единого слова. И он сыграл гениально».

Папоров Ю. Петр Глебов. Судьба актерская / Ю. Папоров. – М., 2003. – 383 с.

«Суздальский дом культуры заняла «Царская невеста». В костюмерной – камзолы и сарафаны, в реквизиторской – «собачьи головы» для опричников и кокошники для подружек Марфы. Из зрительного зала доносится голос Галины Олейниченко, исполняющей центральную партию фильма-оперы. В фойе две девушки вполголоса вторят певице. Одна из них Раиса Недашковская. Она и выбрана режиссером В. Гориккером на роль царской невесты. В роли царя Ивана Грозного снимается П. Глебов. Интересно, что грим Грозного помогал создавать известный ленинградский мастер В. Горюнов, работавший над этим образом еще с С. Эйзенштейном».

Кузькин К. Страницы русской жизни / К. Кузькин // Ленинский путь. – 1964. – 22 августа. – С. 4.

 

«На прошлой неделе суздальцы снова увидели знакомый автобус. На суд суздальских зрителей рижане привезли готовую картину «Царская невеста». Погашен свет в зале. Вспыхивает экран, мелькают титры. А вот и Суздаль, окрестности Боголюбова. Блестящее операторское мастерство В. Масса, его исключительное умение и такт, которые он использовал при съемках памятников русской старины, картин русской природы, помогают создавать нужное настроение, они органически вплетаются в ткань фильма».

Родина Л. Фильм-опера и первые зрители / Л. Родина // Призыв. – 1964. – 9 декабря. – С. 4.

 

«Бесцеремонность съемочных групп была фантастической! Во время съемок «Царской невесты» подклет Покровского собора XVI века – бывшую усыпальницу знатных монахинь – превратили в царские хоромы, где умирала отравленная Марфа Собакина. Вся сцена занимала две минуты - проход Ивана Грозного. Режиссер В. Гориккер решил расписать белые своды без согласования с работниками музея. И расписал. К счастью, художник был грамотный, рисунок взят по аналогам кремлевских росписей. Конечно, ругались, возмущались… но смывать не стали».

Аксенова А. Киносъемки…Киношоки… / А. Аксенова // История. Судьба. Музей / А. Аксенова. – Владимир, 2001. – С. 253-262.