Всего на сайте
изданий:  2977
статей:  918
Электронная библиотека
search

Зообаза Госфильмофонда

Здесь не снимались фильмы, здесь живут удивительные актеры.

История создания зообазы на станции Леоново Петушинского района Владимирской области начинается с 1945 г., когда известный кинорежиссер A.M. Згуриди снимал свои знаменитые фильмы «Голос крови», «Лесная быль», «Белый клык». В 1947 г. по инициативе Згуриди и с помощью Госкино было решено создать на станции Леоново «Кинозверобазу». Нужность и популярность зоологической базы столь была велика, что министр железнодорожного транспорта по просьбе киношников сделал прямо против нее платформу Леоново, где и поныне делают остановку электрички, идущие в Петушки и Владимир.

Зообаза — первый в мире питомник, где можно выбрать животных для съемок, и не просто выбрать, а получить хорошо обученных четвероногих актеров, лучше которых тронуть души людей, пожалуй, не сумеет никто и никогда. Животных не дрессируют, как в цирке, а приручают, чтобы они не боялись людей, могли находить с ними общий язык и вместе работать на съемочной площадке. Специальная дрессировка начинается тогда, когда становится известен сценарий будущего фильма, в котором предполагаются съемки того или иного животного.

В золотой фонд кинематографии вошли такие фильмы как: кинотрилогия о рыси («Рысь выходит на тропу», «Тропой бескорыстной любви» и «Рысь возвращается»), «Лютый», «Плач волчицы», «Под северным сиянием», «Белый клык», «Черная гора», «Приключения рыжего лиса», «Русь изначальная», «Чингисхан» и многие другие. Услугами зообазы пользовались кинематографисты всех студий нашей страны, а также зарубежные компании (например, съемочная группа американского сериала «Петр Великий»).

За эти годы на зообазе побывали многие известные артисты, принимавшие участие в съемках того или иного фильма: В. Самойлов, Г. Жженов, Л. Дуров, Р. Быков, Л. Федосеева-Шукшина и др. Среди питомцев зообазы в разное время были медведи, волки, лоси, маралы, рыси, барсуки, орлы, вороны и многие другие животные и птицы. Одним из самых знаменитых питомцев базы был филин Фомка. Именно он смотрел с экрана в передаче «Что? Где? Когда?», изображая мудрую сову. После дебюта в передаче Фомка стал очень востребованным и снимался во многих фильмах. За знаменитым филином приезжали режиссеры со всего бывшего СССР. Приезжали даже французские кинематографисты. Фомка снялся у них в картине «Шаман». Умер Фомка в начале 90-х в возрасте 30 лет. На зообазе родился и жил Белый Бим Черное ухо. Здесь свои передачи готовил Николай Дроздов. Кабаниху Дуньку в фильме «Шизофрения» «убивает» актер Александр Абдулов. Тут же жили главные герои фильмов по романам Джека Лондона - волки, собаки, рыси. Примерно 70 процентов приезжавших в Леоново киногрупп снимали волков. А самой популярной актрисой стала волчица Линда. В фильмах «Волшебный портрет» Г. Васильева (1994г.), «Теплые ветры древних булгар» Б. Мансурова (1994г.) снималась сова неясыть.

За полувековую историю звери-артисты снялись более чем в 2000 фильмах. 

«Тропой бескорыстной любви» («Центрнаучфильм»)

Уникальный фильм.

«На экране фильм, который называется «Тропой бескорыстной любви», выпущенный киностудией «Центрнаучфильм». Его авторы, сценарист Л. Белокуров, режиссер А. Бабаян и оператор А. Казнин, снимая ленту, воссоздали историю приручения рысенка, заставив его сыграть «роль» в рамках нового остродраматического сюжета. Это художественный фильм, но за его постановку не случайно взялись мастера научно-популярной кинематографии – здесь нужны были знания. В фильме - все настоящее. Даже опытному зрителю видно, что все снято натурально, без комбинированных кадров и монтажных ухищрений. Человек и зверь рядом, они понимают друг друга и отлично умеют ладить. В этом смысле фильм поистине уникален».

Уникальный фильм // Советский экран. – 1971. – № 17. – С. 20.

 

«На главные роли, как в хорошем театре, в фильме надо иметь дублеров. Во-первых, потому, что на съемках может что-то случиться, и, во-вторых, одно животное не в состоянии выполнить все, что хотят сценаристы и режиссеры. В одном из лучших фильмов, сделанных в Петушках («Тропой бескорыстной любви»), рассказывается о судьбе маленькой рыси, выросшей в большого красивого зверя. На эту роль были взяты два рысенка из одного помета. Оба выросли в доме у дрессировщика, были к нему очень привязаны. Снимали их прямо в лесу без ограды. Но животные, как и люди, бывают умны, талантливы, а бывают и туповаты. Самочка в этой паре была гением, а самец таковым не был. Потому самочка, нарабатывая опыт, все время снималась. Но однажды умная героиня наполовину готового фильма решила, что куда интереснее возни перед камерой экскурсия в лес. Ушла. Судьба ее неизвестна. А вторую половину фильма пришлось снимать с ленивым дублером. Возможно, с рысью как-то неверно повел себя дрессировщик».

Песков В. За кулисами лесной сцены / В. Песков // Комсомольская правда. – 1994. – 8 апреля. – С. 23.

Богданова М. Кинозвезды с зообазы / М. Богданова // Смена. – 1983. – № 13. – С. 20-23.

 

«Эта съемочная площадка прячется в лесу рядом с селом Леоново, недалеко от легендарного города Петушки.      Сейчас здесь гостит группа с «Центрнаучфильма» - снимают фильм для детей «Сказки русского леса». Речь идет о молодом лисенке, познающем мир. По сценарию он бегает по лесу и знакомится со всеми, кто попадается ему на пути. Вчера снимали сцену знакомства лисенка с совой. А теперь главный герой должен с любопытством понюхать черепашку. Юный актер по кличке Серый нервничает, дергает поводок и никак не хочет выполнять мудрые указания режиссера...Тем временем из-за кустов раздается тарахтенье мотора. На съемочной площадке опять деловая суета, светят софиты. Дрессировщики нашли новый способ заставить упрямого артиста работать по-настоящему: панцирь черепахи натирают кусочком колбасы и лисенок не только обнюхивает, но даже облизывает черепашку. А вот актриса Дуняша состояла в тесных творческих отношениях с самим Александром Абдуловым. Они вместе снимались в фильме «Шизофрения». Дуняша сыграла роль кабана, на которого охотятся генералы. Чтобы все выглядело достоверно, ей заранее покрасили бок красной краской и вылили на снег литра три одеколона. Дело в том, что у кабанов есть такая поведенческая реакция - падать на что-то резко пахнущее и там валяться. Поэтому, унюхав одеколон, Дуняша в эту лужу бултыхнулась и в корчах как бы погибла. По отзывам критиков эта сцена получилась блестяще».

Зеленков А. Абдулов мог сказать партнерше: «Свинья!» / А. Зеленков // Российская газета. – 2001. – 25 октября. – С. 8.

 

«В 60 фильмах снялась енотовидная собака Сильва. На зообазе ее даже прозвали «народная артистка». Последняя, самая большая и ответственная роль у нее была в фильме «Игра без игры», который уже не раз шел по телевидению. Там она первоклассно «разыграла» охоту на утку-крякву и разорение ее гнезда. Под стрекот кинокамеры, в присутствии немалого числа народа она ловко и деловито проделывала то, что в природе человек смог бы подсмотреть лишь случайно и только затаившись где-нибудь в укрытии. Конечно, в ее успехе виноват не столько ее «актерский талант», сколько умело построенная съемка и огромная подготовительная работа дрессировщика.

Долго готовил дрессировщик Жадан эпизод с прыжком рыси для фильма «Звероловы». Сначала приманкой приучали ее к дереву, облюбованному для съемки. Потом отрабатывали прыжок, чтобы он был очень длинным и эффектным. Когда рысь боялась, ее манили палкой с куском сырого мяса на конце. Начинали с небольшого расстояния, терпеливо и настойчиво добивались того, чтобы рысь могла и хотела прыгнуть за приманкой издалека. Когда нужная длина прыжка была достигнута и рысь свыклась с присутствием людей и кинокамеры, начали съемку».

«Волки в «лесном театре» всегда были на главных ролях. Спрос на них – не только в природоведческих фильмах. Эпизоды для некоторых художественных фильмов снимались под Петушками, либо волков возили на съемку в нужное место. Помните, в фильме «Война и мир» охоту с борзыми на волка? Помните печальные глаза во весь экран – пойманный волк? Эту роль исполнял знаменитый волк Лобан».

Песков В. За кулисами лесной сцены / В. Песков // Комсомольская правда. – 1994. – 8 апреля. – С. 23.

 

«Первый раз я работала в Суздале на картине «Петр Великий», которую снимали американцы в 1984 году, - рассказывает дрессировщица Татьяна Яркина. – Там наш хорек Тиша снимался вместе со знаменитой английской актрисой Ванессой Редгрейв, исполнительницей роли царевны Софьи. Сейчас в картине «Волшебный портрет» с нашей зообазы снимается ворона Клара. Она успешно «сыграла свою роль»: в ворону превращается жадный и завистливый китайский богач Ан Юань Па».

Белов Ю. В главной роли Суздаль / Ю. Белов. – М., 2006. – С. 190-191.