Всего на сайте
изданий:  2948
статей:  906
Электронная библиотека
search

Звероловы

(1958)

Московская студия научно-популярных фильмов, 1958.

Авторы сценария: С. Бурлюк, А. Жадан. Режиссер Г. Нифонтов. Оператор Г. Хольный. Художник Г. Рожалин. Композиторы: А. Локшин, А. Севастьянов. В ролях: И. Савкин, Р. Муратов, К. Албанов, Б. Ситко, И. Коваль-Самборский и др.

 

Молодой охотник Егоров, окончивший охотоведческий факультет Пушного института, решает стать тигроловом. Вместе с опытными охотниками он участвует в отлове тигров, пеликанов, дикобразов и других зверей. В конце концов молодой охотник становится опытным звероловом. Ему удается осуществить заветную мечту – собственноручно поймать тигра. Фильм рассказывает о трудной, но полной романтики работе советских звероловов.

Съемки фильма проходили в Сибири, Казахстане, Киргизии и на Зообазе Госфильмофонда России в Петушинском районе Владимирской области.

Режиссер Глеб Нифонтов:

«В нашем фильме мы покажем самых разнообразных животных в естественных условиях – тигра, дикобраза, беркута».

 Гришин В. Звероловы / В. Гришин // Советский экран. – 1958. – № 13. – С. 9.

«На прошлой неделе на «Зообазе» Московского научного фильма закончены зимние съемки широкоэкранного биологического фильма «Звероловы», в котором рассказывается о мужестве советских звероловов. Героя фильма - молодого зверолова - играет артист И. Савкин. В кинокартине снимаются дикие кабаны, уссурийские тигры, сибирские косули, белки, рысь. Завтра съемочная группа выезжает для дальнейшей работы в Среднюю Азию».

 Данилова З. В фильме снимаются звери / З. Данилова // Комсомольская искра. – 1958. – 9 апреля. – С. 2.

 

«Но нередко натурой для съемок служат и леса близ самой зоологической базы, где живут четвероногие «артисты». Вы, наверное, помните фильм «Звероловы»? В нем есть такая сцена. Большой и красивый тигр свирепо набрасывается на дикого кабана. Между ними происходит жестокая схватка. Побеждает более коварный и сильный тигр. Зрители убеждены, что действие происходит в дебрях Уссурийской тайги. Но мы откроем «секрет». Эта блестящая по операторскому мастерству сцена снята не в дальневосточной тайге, а на берегах Клязьмы, по соседству с зообазой, где кинооператоры выбрали глухое место, напоминающее таежные дебри. Правда, этот кадр, который на экране длился всего несколько десятков секунд, операторы снимали более месяца. Тигр по кличке «Тайфун», привезенный из Китая, и четвероногий «артист» с зообазы дикий кабан никак не хотели действовать по задуманному людьми сценарию. При встречах один из них лишь сердито рычал, а другой хрюкал, а затем они мирно расходились в разные стороны. И только после того, как тигра длительное время продержали на голодной диете, удалось отснять нужный кадр».

В гостях у четвероногих «артистов» // Призыв. – 1960. – 3 сентября. – С. 4.

 

«Мы познакомились с  тем, как делался этот фильм, снимать который было нелегко, а подчас и рискованно. Второму режиссеру, одному из авторов сценария, А. Жадану (в прошлом настоящему зверолову, записки которого использованы в сценарии), и ассистенту оператора К. Хабееву пришлось снимать пеликанов на озере Ак-Су. Это самое большое в нашей стране становище прожорливых и сильных птиц. Зритель увидит на плаву и взлет огромной стаи пеликанов, их удивительное умение ловить рыбу, которой каждому из них требуется не менее двух килограммов  в день. Полтора месяца пребывания в почти недоступных плавнях, кишащих комарами, понадобилось для того, чтобы снять эти документальные кадры. А на экране они пройдут за несколько минут. Но двое отважных кинематографистов в очень трудных условиях сумели не только зафиксировать на пленке осторожных и пугливых пернатых, они поймали на этом диком озере шестнадцать пеликанов и десять бакланов, которые затем «играли» в актерских сценах уже на более доступных озерах. Чтобы прокормить эту «семейку», часть коллектива превратилась в рыболовов.

В фильме есть момент, когда свирепая рысь бросается  с дерева на человека и между ними завязывается смертельная схватка. Для этого понадобилась долгая и упорная подготовительная работа. Но, в конце концов, очень неподатливое животное было приучено сначала кормиться на одном и том же дереве, а затем бросаться на плечи человека. Готовил этот трюк дрессировщик, а снимался эпизод с героем фильма Егоровым, роль которого исполнял артист И. Савкин. На его плечи и бросилась эта огромная дикая кошка. Увидит зритель и охоту на дикобразов. Эти упрямые, боящиеся всякого света ночные животные, с острыми, ядовитыми иглами, доставили съемочной группе немало хлопот.

Издавна в среде кинематографистов ведется спор о том, можно ли в научном фильме о жизни и повадках самых различных диких зверей показывать людей не только как демонстраторов и экскурсоводов, но и как действующих лиц. То, что сделал творческий коллектив «Звероловов», наглядно убеждает, что такое совмещение биологии с человеческой драматургией вполне правомерно. А это открывает большие возможности для создания увлекательных приключенческих фильмов – одного из любимых зрителем жанров киноискусства».

 Шабанов А. Звероловы / А. Шабанов // Советский экран. – 1959. - № 6. – С. 7.

Фрагменты фильма, снятые на территории Петушинского района.