Всего на сайте
изданий:  2976
статей:  917
Электронная библиотека
search

Зворыкин-Муромец

(2010)

Первый канал, 2010.

Документально-игровой, биографический фильм.

Режиссеры: С. Нурмамед, И. Скворцов. Автор сценария Л. Парфенов. Оператор В. Деев. Художник И. Шульц. В ролях: А. Просалов, С. Шакуров, Т. Андреева, М. Радугин, Л. Парфенов, В. Ветров, Т. Аскеров, М. Клюшкин и др.

 

Одно из изобретений XX века, изменившее мир - телевидение. Оно появилось благодаря работам многих изобретателей, один из которых - русский американец, создатель технологии беспроводной передачи изображения на расстоянии Владимир Козьмич Зворыкин. Парадоксально, но о нем почти не знают на его родине. Русский инженер, эмигрировавший в 1920 году, прожил в США более 60 лет. Он создал две важные составляющие телевещания - иконоскоп (первоначальное название передающей трубки) и кинескоп (приемной трубки). Это фильм о судьбе человека и о том, что значило его изобретение. В центре картины город Муром – родной город Зворыкина, а также Принстон, где прошла большая часть американской жизни Зворыкина; Нью-Йорк – город, где началось телевещание, и была провозглашена телевизионная эра, а также Москва, Киев, Екатеринбург, Омск и Петербург, где Зворыкин учился в Технологическом институте.

 

Фильм посвящен Владимиру Козьмичу Зворыкину, нашему земляку, уроженцу города Муром. В роли Зворыкина – С. Шакуров.

Большой двухчасовой фильм «Зворыкин Муромец» снял в 2010 году известный тележурналист Леонид Парфенов. Со свойственной ему скрупулезностью в отборе фактов Парфенов, побывав со съемочной группой в Муроме, Санкт-Петербурге, Питсбурге, Принстоне, дополнил документальные съемки реконструкциями событий жизни Зворыкина с привлечением удачно подобранных современных актеров.

Продюсер Константин Эрнст:

«Мы с Леней, когда перед этой работой опрашивали людей, выяснилось, что даже завотделом культуры крупного московского издательского дома не знал, кто изобрел телевидение. И многие наши соотечественники не знают. Хотя в советских энциклопедиях Зворыкин присутствует. Люди считают, что телевидение - это такая большая вещь, которую не мог же один человек изобрести. А изобрел один. Были наработки, сделанные под руководством профессора Санкт-Петербургского университета Бориса Розинга, но именно Зворыкин их реализовал. Если бы не он, изобрели бы телевидение лет через двадцать или пятьдесят. Но это сделал именно Зворыкин. Это как с ракетным проектом - была американская команда, конкурировавшая с Королевым. Но она сошла с дистанции - американцы стали вкладываться в команду немецкую. И только тогда с опозданием они смогли улететь в космос. Наука очень сложная вещь. В отличие от искусства в ней все предопределено, но каждое открытие всегда делает кто-то персонально. Нам всем повезло, что это сделал наш соотечественник. Мы сняли этот фильм для того, чтобы рассказать стране о том, кто изобрел телевидение. Это - Владимир Зворыкин. Наш! И это - манок, чтобы они смотрели дальше. И люди смотрят его необыкновенную жизнь». 

Парфенов Л. Телевизор в свободном полете / Л. Парфенов, С. Шакуров, К. Эрнст // Российская газета. – 2010. – 21 апреля. – С. 6.

 

Автор сценария Леонид Парфенов:

«Зворыкина снимала только американская кинохроника – говорящим на своем муромском английском. На родном языке есть лишь небольшое интервью для радио «Свобода». Работа внешне похожего на Зворыкина знаменитого актера Сергея Шакуров и тексты мемуаров позволили снять для телефильма игровые реконструкции на документальной основе – чтобы Зворыкин заговорил на экране по-русски. Большое спасибо двум биографам Зворыкина, хранившим память о нашем герое в США и России. Фредерик Олесси помогал Зворыкину в работе над мемуарами и снял в 1971 году единственный прижизненный фильм о нем. Доктор технических наук Василий Петрович Борисов написал до сих пор единственную российскую книгу о Зворыкине, был научным консультантом телефильма «Зворыкин Муромец» и любезно предоставил для этого издания многие собранные им материалы». 

Парфенов Л. Зворыкин Муромец / Л. Парфенов. – М., 2011. – С. 7.

 

Актер Сергей Шакуров:

«Художественное кино подразумевает расширенное изображение образа. А в документальном -нужно очень скромными средствами достичь большого эффекта. Там не разыграешься. Поэтому эмоции надо убирать, внешние эффекты - тоже. Идет повествование. А оно не предусматривает мощной актерской игры, которой, например, в частности, я владею. В этом плане нужно было наступать на собственное самолюбие и себя сдерживать. Я отталкивался от настоящего Зворыкина. Узнал о нем многое. И понял, что он - скромный, без выплесков энергии, человек. И за свою профессиональную жизнь он ничего предосудительного и необдуманного не делал, за исключением прыжка из поезда - но тут действовал инстинкт самосохранения, и несанкционированной поездки в закрытый город Муром. А так он был достаточно сдержанным. Как по Пушкину, «Хвалу и клевету приемли равнодушно, И не оспаривай глупца». Эти слова и были квинтэссенцией, которую я определил для себя, ключом, который я нашел к изображению образа Владимира Кузьмича. Я, как и многие, прежде ничего не знал про этого человека. Вот это открытие в данной работе и было для меня главное. Прочитав сценарий, я тут же согласился. Меня завело - что за человек, про которого не знаю. Я - русская часть проекта. Мне нужно было донести русскость Зворыкина, а не его американскую часть жизни. Тем более, как вы поняли, Зворыкин изо всех сил стремился к себе домой, в Муром, в Россию». 

Парфенов Л. Телевизор в свободном полете / Л. Парфенов, С. Шакуров, К. Эрнст // Российская газета. – 2010. – 21 апреля. – С. 6.

«В Муроме завершились съемки постановочных эпизодов фильма Леонида Парфенова «Зворыкин-муромец». Новый фильм посвящен отцу телевидения Владимиру Козьмичу Зворыкину. Его роль играет Сергей Шакуров. Л. Парфенов второй раз приезжает в Муром. В первый свой приезд он познакомился с историческими материалами, которые ему были предоставлены Муромским историко-художественным музеем. Побывал на Напольном кладбище, где захоронены родственники Зворыкина, встречался с людьми, что-либо знающими о своем великом земляке. В доме, где родился ученый, Л. Парфенов снимал эпизод, когда Владимир Зворыкин в 1967 году тайно прибыл в Муром, отстав от делегации, с которой приехал в Россию. Некоторые детали того приезда были обсуждены с местными ветеранами спецслужб, которым тогда, 42 года назад, было дано задание контролировать приезд «муромского американца». На одной из пресс-конференций автор фильма сказал, что муромская тема будет протянута через весь фильм».

Муром. Кино. Зворыкин // Новая провинция. – 2009. – 23 сентября. – С. 3.