Фомин Владимир Иванович
Исконно русская, воспетая в стихах и песнях тройка! Гимном ей звучит финал «Мертвых душ» Н. В. Гоголя:
«Эх, тройка! птица-тройка, кто тебя выдумал? знать, у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем-гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать версты, пока не зарябит тебе в очи. И не хитрый, кажись, дорожный снаряд, не железным схвачен винтом, а наскоро живьем с одним топором да долотом снарядил и собрал тебя ярославский расторопный мужик».
Во Владимирской области им был Владимир Иванович Фомин – человек, возродивший русскую тройку. Его еще при жизни называли человеком-легендой, королем русской тройки. Им восхищались не только в России, но и за рубежом: в Америке, Европе, Азии...В далеком 1954-м, по замыслу партийных чиновников, открывать ВДНХ (в то время она называлась Всесоюзная сельскохозяйственная выставка) в Москве должна была русская тройка. Но секрет птицы-тройки к тому времени был утерян: она осталась только на картинках. Возрождать ее надо было, что называется, с нуля. Поручить ответственное дело решили опытному тренеру-наезднику Владимиру Фомину. И с этой задачей он справился блестяще.
На вопрос, кто прозвал его «королем русской тройки», он отвечал: «Кто прозвал, не знаю, но без моей тройки действительно не обходились многие знаменательные события в России и даже за рубежом. Международный фестиваль молодежи и студентов в 1957 году в Москве, открытие Олимпийских игр в нашей столице, юбилейные парады и демонстрации на Красной площади, всякие выставки в столицах Европы. А уж сколько знатных гостей за свою жизнь я по Москве на тройках перекатал - со счету сбился…».
Практически ни один советский фильм, в котором снималась тройка лошадей, не обошелся без Владимира Фомина. Его приглашали консультантом, его снимали в общих планах. Он снялся в 30 художественных фильмах, в числе которых: «Война и мир», «Начало», «Андрей Рублев», «Метель», «Женитьба Бальзаминова», «Россия молодая», «В начале славных дел», «Морозко», «Волшебный портрет» и др. А в фильме «Морозко» кроме тройки лошадей пришлось «съезжать» еще и тройку… свиней. Фомин тогда сам сшил для них маленькую сбрую.
До сих пор жива память о «короле русской тройки», до сих пор не побиты некоторые установленные им рекорды, до сих пор летят по дорогам кино его знаменитые птицы-тройки.
Из беседы журналиста В. Князева с В. Фоминым:
– Владимир Иванович, это правда, что вы со своими тройками снялись в нескольких фильмах?
– Не в нескольких, а в тридцати. «Морозко», «Метель», «Война и мир», «Во власти золота», «Женитьба Бальзаминова», всех сейчас и не перечислить. Последний раз снимался четыре года назад в «Таинственном портрете». В картины меня приглашали такие известные режиссеры, как Сергей Бондарчук и Владимир Басов. А из артистов интереснее всего было с Георгием Вициным и Нонной Мордюковой.
Князев В. Фомин сидит на облучке // Труд-7. – 2000. – 13 апреля. – С. 10.
«Морозко»
Большую часть фильма снимали на Кольском полуострове. Остальную часть — под Звенигородом. Но первые кадры будущего фильма начали снимать зимой 1964 г. во Владимирской области, в Суздальском районе.
Исполнитель роли Ивана, актер Эдуард Изотов, не умел управлять лошадьми. Интересное решение придумал режиссер для сцены, где Иван (актер Э. Изотов) управляет тройкой горячих коней. Там, где на общих планах тройка мчится по дороге, ею управлял Фомин в костюме главного героя. Там, где Ивана снимают крупным планом, Фомин, лежа на самом дне саней, управлял лошадьми незаметно, а главный герой фильма твердо держал в руках… бутафорские вожжи! Там же, где даже такая подмена была невозможна, сани по дороге лихо мчала… машина!
Всю красоту «птицы-тройки», как считал Фомин, показал в кинокартине «Метель» режиссер Басов, который снял мчащуюся тройку с вертолета.
Владимир Фомин о съемках в фильме «Метель»:
«Уж совсем я не ожидал, что в кино сниматься придется, - рассказывает Владимир Иванович Фомин, наездник госконюшни. - Но, видно, без русской тройки здесь не обойтись. Темносерую им подобрали. Узнать меня в фильме вряд ли удастся. Так загримируют, сам себя в зеркале не узнаю!»
Мухина Л. Гимн верности, искренности, красоте / Л. Мухина // Призыв. – 1964 – 7 марта. – С. 4.
«В экранизации одноименной повести А.С.Пушкина одну из важных ролей сыграла владимирская тройка нашего земляка - наездника Владимира Фомина.
– Мой папа снимался во многих фильмах, – рассказывает Ольга Фомина. – Но когда его спрашивали, с каким режиссером больше всего понравилось работать, он называл Владимира Басова.
Я очень люблю этот фильм, особенно самое начало, где мчится тройка лошадей под управлением моего папы. Он рассказывал много про эту сцену, которую снимали с вертолета. Это было под Суздалем. Режиссер Владимир Басов запомнился «королю русской тройки» человеком, который всегда ставил четкие задачи. Сниматься у него, по словам Владимира Фомина, было одним удовольствием. Приходилось и выручать. Когда главный герой Олега Видова ехал на венчание в сильную метель, у лошади лопнула супонь – кожаный ремень для стягивания клешней на хомуте. Режиссер расстроился. Но тут Владимир Фомин сказал, что у него с собой всегда есть запасной ремешок. – Когда папу Владимир Басов пригласил на премьеру в Москву, – вспоминает Ольга Владимировна, – он во время просмотра заметил: «Эх, что же ремень-то выделяется, другого цвета оказался». На что Басов его успокоил, сказав, что это только специалистам видно. Но я, узнав такую деталь, с большим интересом всматривалась в этот эпизод.
То, что Владимир Фомин так переживал, характеризует его как большого специалиста. Человек, возродивший русскую тройку, многократный победитель чемпионатов русских троек, автор целого ряда рекордов в испытаниях тяжеловозов владимирской породы и уникальной системы подготовки лошадей, вероятно, не мог иначе.
К слову, в том же 1964 году вышел на экраны еще один фильм с участием владимирца - «Женитьба Бальзаминова» Константина Воинова. В этой картине был задействован шестерик владимирских тяжеловозов. А исполнителю главной роли Георгию Вицину наш земляк Владимир Фомин давал уроки верховой езды. – По рассказам папы, Вицин не очень уверенно держался верхом, – добавила Ольга Фомина. – Особенно когда лошадь вздрагивала под вспышками фотокамер, поэтому его лошадь во время съемок двое вели под уздцы».
Зарипова Ю. Владимирская тройка в пушкинскую «Метель» / Ю. Зарипова // Владимирские ведомости. – 2014. – 1 апреля. – С. 4.
«Со своей вороной тройкой приехал на съемочную площадку знаменитый мастер-наездник Владимирской госконюшни Владимир Иванович Фомин, которому недавно исполнилось 55 лет».
Белов Ю. «Россия молодая» и Суздаль / Ю. Белов // Призыв. – 1984. – 12 января. – С. 4.
«Два дня участвовал в съемках на белой тройке знаменитый мастер-наездник Владимирской госконюшни Владимир Иванович Фомин. На съемочной площадке он оказался самым опытным… «кинематографистом»: участвовал в съемках фильмов «Метель», «Морозко», «Женитьба Бальзаминова», «Начало», «Россия молодая», «Петр Великий», «Осенние колокола» и многих других.
Белов Ю. «Волшебный портрет» /Ю. Белов // В главной роли Суздаль / Ю. Белов. – М., 2006. – С. 189.
Ольга Владимировна Фомина рассказывает:
«Для съемок фильма «Петр I» реквизиторы смастерили карету по старинным схемам. Карета оказалась настолько тяжелой, что в неё запрягли только тяжеловозов, и её ещё пришлось толкать сзади. Папа на неё посмотрел и сказал: «Нет, так не пойдёт! Мужик русский был не дурак, он, прежде чем дерево срубить на него смотрел, слушал, чтобы оно лёгкое было».
Кляузова Е. Владимир Фомин: «Тройка – это четыре характера: три лошади и один наездник» // Комсомольская правда–Владимир. – 2010. – 14 декабря. – С. 14.
Фотографии из семейного архива Ольги Владимировны Фоминой (дочери Владимира Ивановича), предоставленные в рамках акции «За кадром».