Всего на сайте
изданий:  2977
статей:  918
Электронная библиотека
search

Фатьянов Алексей Иванович

(1919-1959)

Поэт. Член Союза Писателей СССР.

Родился 5 марта 1919 в д. Малое Петрино Вязниковского уезда (ныне входит в г. Вязники) в зажиточной купеческой семье старообрядцев.

Учился в театральной школе при театре ВЦСПС, которая в феврале 1936 после закрытия театра была передана Центральному театру Красной армии (ЦТКА). После окончания театральной школы оставлен в ЦТКА актером. Во время Великой Отечественной войны был участником ансамбля песни и пляски Орловского, а затем – Южно-Уральского военных округов. С 1944 – на фронте корреспондентом армейской газеты. В апреле 1945 Фатьянов получил назначение в ансамбль песни и пляски Краснознаменного Балтийского флота.

В творческом содружестве с композитором В. Соловьевым-Седым создал лирические песни : «На солнечной поляночке», «Звездочка», «Соловьи», «Ничего не говорила», «Давно мы дома не были», «Где же вы теперь, друзья-однополчане?» и другие.

 «Самая отличительная черта дарования Фатьянова – это необычно развитое ритмическое начало в его стихах. Он как бы навязывал композитору свои собственные ритмы…», - заметил композитор В. Соловьев-Седой.

Фатьяновым написано около 30 песен к 16 кинофильмам, среди которых: «Свадьба с приданым», «Небесный тихоход», «Большая жизнь», «Доброе утро», «Без вести пропавший», «Дом, в котором я живу» и «Весна на Заречной улице».

«Песня – это птица. У нее два крыла – стих и мелодия. Чтобы песня хорошо летала, оба крыла должны быть одинаково сильными», - говорил А. Фатьянов.

 Летом 1954 года Алексей Иванович работал над песнями к кинофильму «Солдат Иван Бровкин». Тогда появились «Ромашка моя», «Шла с ученья третья рота» и «Сердце друга». Прозвучав с экрана, они сразу же вошли в жизнь страны. Эти песни создавали настроение. В 1958 году в фильме «Иван Бровкин на целине» прозвучала еще одна песня на стихи Фатьянова «Степи Оренбургские», которая после выхода фильма была подхвачена студентами и целинниками.

Алексей Фатьянов любил кинематограф, хорошо его понимал, много работал для него, и его песни к фильмам останутся в ряду лучших песен нашего кино.

К 100-летию со дня рождения поэта Владимирская областная научная библиотека оцифровала единственный прижизненный сборник стихов, выпустила литературно-биографический календарь «Поет гармонь...», выполненный в формате знакомой многим пластинки фирмы «Мелодия», реализует масштабный культурно-просветительский проект «Год с Алексеем Фатьяновым».

Одна из передач проекта «Имя. Символ33», реализованного в 2018-2019 гг.  с использованием гранта Президента Российской Федерации, посвящена поэту-песеннику А.И. Фатьянову.

С 1974 года в Вязниках ежегодно проводится Всероссийский Фатьяновский праздник поэзии и песни.

«В один из зимних вечеров, а именно 19 декабря 1943 года он (Фатьянов) вспомнил не слишком давнюю встречу. Оказавшись ненадолго в Москве в январе 1942 года, он забежал в ЦДЛ перед отправкой в Чкалов. Алексей вспомнил свою встречу с Федором Майским, кандидатом филологических наук, составителем нового библиографического словаря советских писателей. Узнав местонахождение Фатьянова, Майский теперь написал ему в Чкалов из эвакуационного Челябинска. Он напомнил свою просьбу и сообщил, что ждет ответа по-прежнему.

Автобиография была написана в короткую бессонную ночь и так вдохновенно, будто Алексей макал перо в воды Клязьмы. Не имея привычки к написанию энциклопедических статей, он невольно сбивался на дружеский тон письма:

«В Москве наряду с увлечением литературой безумно увлекся театром, и в 1937 году написал пьесу, которую предложил одному из московских театров. Там, прочитав ее на художественном совете и видя, что я кажусь человеком воспитанным, не стали мне грубить, а вежливо сказали, что-де в пьесе есть некоторые недостатки, и вернули мне рукопись, в которой я размахнулся почти по-шекспировски. Но, увы! Театр не понял автора и он, т. е. бедный автор, в недоумении проходил всю ночь от памятника Гоголю до памятника Пушкину, а утром зло принялся за вторую пьесу, которую, к счастью, не закончил. Вскоре я стал сочинять песни, которых никто не пел, исключая разве соседскую домработницу, которая пела из уважения к тому, что я просиживаю целыми ночами за письменным столом, да разве еще старую тетку. Но тут, надо полагать, говорили родственные чувства.  Начало своей профессиональной деятельности отношу к дате вступления в ряды Красной Армии. Точнее — к началу войны. Только тогда я стал писать много и получал всяческую поддержку и поощрения в гуще красноармейских масс. Стал писать стихи, которые узнал фронт; статьи, очерки, которые узнала армия; песни, которые узнал и запел Советский Союз. Чувствую — голос крепнет. Может, не сорвется…»

Дашкевич Т. Автобиография / Т. Дашкевич // Фатьянов / Т. Дашкевич. – М., 2004. – С. 74-75.

Фрагменты художественных фильмов «Весна на Заречной улице» (реж. М. Хуциев, Ф. Миронер), «Свадьба с приданым» (реж. Т. Лукашевич, Б. Равенских), «Солдат Иван Бровкин» (реж. И. Лукинский), «Иван Бровкин на целине» (реж. И. Лукинский) и «Дом, в котором я живу» (реж. Л. Кулиджанов, Я. Сегель).

Источники:

Владимирская энциклопедия: биобиблиографический словарь: А-Я. – Владимир, 2002. – С. 447.