Гладков Александр Константинович
Драматург, сценарист.
Родился в Муроме 30 марта 1912 года. Из семьи издателя первой муромской газеты «Муромский край».
Начал печататься в 1929 году. В 1934-1939 работал в театре В. Э. Мейерхольда.
7 ноября 1941 г. в осажденном Ленинграде была поставлена написанная Гладковым героическая комедия в стихах «Давным-давно», которая впоследствии легла в основу фильма Э. Рязанова «Гусарская баллада». Автор пьес «Бессмертный», «Новогодняя ночь», «До новых встреч!», «Первая симфония», «Ночное небо», статей о творчестве А. Платонова, воспоминаний о В. Мейерхольде, Б. Пастернаке, И. Эренбурге и Ю. Олеше.
По его сценариям сняты фильмы «Гусарская баллада» (1962), «Возвращенная музыка» (1964), «Зеленая карета» (1967), «Невероятный Иегудиил Хламида» (1969).
«Страстным театралом я стал много раньше, чем впервые попал в настоящий театр. Отца по службе перевели в Москву, семья оставалась в Муроме, но мама стала ездить к нему и посещала театры. Она привозила из Москвы театральные программки. Я прочитывал их с жадностью. Вскоре я уже знал имена актеров, названия театров и пьес: всю сложную географию театральной Москвы начала двадцатых годов.
Летом 1922 года в Муром приехала какая-то передвижная опера. Были объявлены «Евгений Онегин» и «Фауст». Оркестра не было, и спектакли шли в летнем деревянном театре под фортепиано. Они произвели на меня огромное впечатление. Во время исполнения «Фауста» разразилась гроза. Крыша протекла, потухло электричество, пол был залит грязными потоками. Зрители забрались с ногами на скамейки, были зажжены свечи, никто не ушел, и, когда раскаты грома стихли, спектакль продолжался при свечах. Мы с братом были в восторге: впечатление как бы удвоилось…
Я не помню своих первых напечатанных строк. Это могло быть в 1928 году в газете «Рабочая Москва» или в одном из тоненьких театральных журнальчиков «Новый зритель» или «Современный театр». Весной 1930 года я напечатал свой первый «подвал» - «Театр на посевной», сделанный по стенограмме совещания агитбригад, вернувшихся с обслуживания исторической посевной 30-го года. Вскоре и мне пришлось отправиться «собственным корреспондентом» с одной из таких бригад».
Гладков А. Из дневников и «Попутных записей» / А. Гладков // Театр / А. Гладков. – М., 1980. – С. 9-81.
«Когда мы были с братом маленькими, мама прочитала нам за две зимы вслух «Дети капитана Гранта» и «Войну и мир». Светосила детского воображения такова, что мне потом часто казалось, что я помню 1812 год; не книгу, не роман, а именно 1812 год с людьми, красками, звуками – помню, вижу, слышу, как нечто реально бывшее в моей жизни. Поэтому когда осенью 1940-го я задумал написать пьесу о 1812 годе, то каким-то образом в моем воображении соединились в одно давние впечатления о «Детях капитана Гранта» и «Войне и мире», и я понял, что хочу написать очень веселую пьесу.
Если искать истоки «Давным-давно» - они в моем безбрежном юношеском чтении… Теперь, когда на основе пьесы поставлен фильм «Гусарская баллада», я могу раскрыть один секрет. Еще было сочинено всего несколько страниц, а мне вдруг страшно захотелось писать не пьесу, а сценарий для кино. Комедия без ржания коней, без цоканья копыт, без скачек и погонь, без сабельных боев, без милых сердцу пейзажей русских равнин и перелесков? В театре ничего этого не будет, а в кино… Когда в 1943 году Театр Красной Армии привез свой спектакль в Москву, на премьере два человека сказали мне, что из этого нужно сделать фильм: А. С. Щербаков и И. А. Пырьев. Художественным руководителем творческого объединения «Мосфильма», осуществившего постановку фильма «Гусарская баллада», был И. А. Пырьев. Его дружеской поддержке очень обязаны мы с постановщиком фильма Э. Рязановым».
Гладков А. «Давным-давно» / А. Гладков // Не так давно / А. Гладков. – М., 2006. – С. 471-497.
«Итак, я принял решение: буду ставить «Давным-давно»… И отправился знакомиться с Александром Константиновичем Гладковым. Александр Константинович произвел на меня замечательное впечатление. Добродушная, застенчивая улыбка на немного одутловатом лице и добрые глаза опровергали любые нехорошие домыслы в его адрес. Полноватая фигура, сидевший мешком немодный, дешевый костюм, пузыри от колен на брюках и неизменная трубка в руках – во всем облике чувствовались неторопливость, спокойствие, обстоятельность. Гладков очень обрадовался моему намерению поставить фильм».
Рязанов Э. Автора! / Э. Рязанов // Неподведенные итоги / Э. Рязанов. – М., 2007. – С. 137-154.
Фрагменты художественных фильмов сценариста Александра Гладкова «Возвращенная музыка» (реж. В. Аксен, 1964), «Гусарская баллада» (реж. Э. Рязанов, 1962) и «Зеленая карета» (реж. Я. Фрид, 1967).