Всего на сайте
изданий:  10639
статей:  1169
Электронная библиотека
search

Невероятный Иегудиил Хламида

(1969)

«Ленфильм», 1969.

Режиссер Н. Лебедев. Автор сценария А. Гладков. Оператор С. Иванов. Художник-постановщик И. Иванов. Композитор В. Маклаков. В ролях: А. Кочетков, А. Отморская, А. Граве, М. Иванов, О. Басилашвили, А. Демьяненко, Н. Титова и др.

 

О первых шагах М. Горького в литературе. Приехав в провинциальный городок Самару, Алексей Пешков публикует обличительные фельетоны на самарских фабрикантов и купцов под псевдонимом «Иегудиил Хламида». Там он приобретает врагов, друзей, становится знаменитым литератором и уезжает в Москву.

Съемки фильма проходили в павильонах, часть натурных съемок сделана на Оке в городе Касимове и во Владимире.

Режиссер Николай Лебедев:

«Фильм о 27-летнем Максиме Горьком, который подписывал таким псевдонимом свои статьи и фельетоны, работая в газете города Самары. В Самаре трудно было выбрать пейзаж старинного характера. Все необходимое мы нашли во Владимире: снимали старинные улицы, дома, Успенский собор издали. Во время съемок часто вспоминал годы учебы в Мальцовском ремесленном училище – ныне Владимирский авиамеханический техникум. Было это еще до революции».

Белов Ю. Рекорд кинорежиссера, или Счастливое плавание Николая Лебедева / Ю. Белов // Призыв. – 1987. – 23 августа. – С. 4.

«Что за новости? – недоумевали владимирцы, рассматривая старинного вида будки, появившиеся вдруг у Золотых ворот и Дома офицеров, - наверное, праздник будет или… опять кино снимают? Ну, конечно же, киносъемки. На этот раз наш Владимир приглянулся режиссеру «Ленфильма» Николаю Ивановичу Лебедеву.

«Почему все-таки Владимир? – говорит Николай Иванович. - Потому, что в сегодняшнем Куйбышеве не сохранилось примет старой Самары. Облик прежней Самары приходится воссоздавать по крупицам, собирая характерные детали в других городах, в частности, во Владимире. И тут у нас есть трудности – антенны, провода, знаки переходов, - всего этого не было в то время. Приходится ставить вот такие деревянные будки, делать вывески со странными для нашего уха названиями. Но церкви Владимира, его соборы нас как раз устраивают. Это и части различных улиц, начало улицы Красный Профинтерн, оформленный под Самару девяностых годов 19 столетия. Во Владимире мы будем примерно до конца июля, если, конечно, нам не помешает непогода. Потом – в Ленинград, работать над монтажом картины».

«Меня заинтересовал этот период жизни писателя тем, что в кино он нигде не раскрыт, а потом – сам Горький, его дальнейшее становление как писателя и как человека – вот это и увидят зрители в фильме». 

Фоминцева Л. Самара… во Владимире / Л. Фоминцева // Призыв. – 1969. – 17 июля. – С. 4.