Томилова Маргарита Борисовна
Звукооператор, член Союза кинематографистов Российской Федерации
Родилась в городе Вязники. Окончила Ленинградский институт киноинженеров (1956). С 1956 года – на Свердловской киностудии. За годы работы Маргарита Борисовна записала сотни актеров, работала над игровыми и анимационными фильмами: «Трембита», «Приваловские миллионы», «Хозяйка медной горы», «Миг удачи», «Сель», «Демидовы», «Здесь твой фронт» и другие. Фильм «Трембита» в свое время был визитной карточкой Свердловской киностудии.
«Вязниковцы не только покоряли зрителей своей игрой, но и трудились над созданием многих фильмов за кадром. К примеру, уроженка нашего города Маргарита Томилова (Барскова) после окончания Ленинградского института кинорежиссеров стала работать на Свердловской киностудии в должности звукооператора. Она участвовала в съемках более чем сорока художественных игровых лент. В 1986 году Маргарите Борисовне было присвоено звание «Заслуженный работник культуры РСФСР». Она является признанным мастером уральского кино».
Вигилянский Л. Вязники и большое кино / Л. Вигилянский // Районка, 21 век. – 2016. – 4 февраля. – С. 4.
«В Вязниках семья Риты жила на улице III-го Интернационала, ныне это улица Благовещенская. Родители работали в текстильной промышленности, дочь училась в школе №3 имени В.И.Ленина. Девочке легко давались как точные, так и гуманитарные дисциплины.
В послевоенные годы, как вспоминает Маргарита Борисовна, увлечение киноискусством было повальным. В городах один за другим открывались кинотеатры, на новый фильм ходили не то что всей семьей, а целой улицей. Имена киноактёров знали наизусть, а популярным хобби того времени было коллекционирование открыток артистов.
В старших классах Маргарита долго сомневалась, какую же стезю ей выбрать в жизни – техническую или гуманитарную. Решила поступать в архитектурный институт, чтобы строить тоннели. Но родители посоветовали дочери выбрать профессию «более женскую». Тогда, порывшись в справочнике вузов, девушка остановилась на Ленинградском институте киноинженеров. Она решила, что «инженеры» и «кино» удовлетворяют как гуманитарным, так и техническим сторонам её натуры.
Так вязниковская школьница стала студенткой электротехнического факультета, который успешно окончила в 1956 году по специальности «звукоинженер, инженер записи и воспроизведения звука»… Молодому звукоинженеру предложили работу в Свердловске, где как раз расширялась киностудия, которой были нужны молодые специалисты. Молодому звукооператору дали несколько дней, чтобы познакомиться со студией, изучить аппаратуру. А затем предложили попробовать себя в работе «на хронике», звукооператором документальных фильмов. Целеустремлённая, активная и увлечённая девушка-звукооператор пользовалась на студии уважением. Зная её скрупулёзность в работе, ей доверяли важные и сложные проекты.
А тем временем на Свердловской киностудии стали снимать художественные фильмы. Первым был «Очередной рейс», где Маргарита была ассистентом звукорежиссера Евгения Никольского.
Рассказывает Маргарита Томилова: «Моей задачей было записывать черновую фонограмму и все шумы к фильму. Черновая фонограмма — это когда во время съёмок пишется весь звук, всё, что происходит на площадке — и реплики актёров, и все шумы вокруг. Вот если вы сегодня смотрите какой-нибудь современный сериал и с трудом понимаете, что говорят актёры, то это и есть пример использования черновой фонограммы. Записать её достаточно просто. А вот писать шумы – очень непростое занятие. Каждый шум пишется отдельно. Представьте, в фильме «Очередной рейс» мимо героя проезжает машина, к примеру, ЗИС. Значит, я должна записать полный набор шумов по этой машине. Например, пишу звук, как машина проходит мимо меня быстро, затем пишу, когда она едет медленно, приближается, удаляется, трогается с места, заводится мотор, хлопает дверца и так далее. Работаю сначала на месте, потом — на расстоянии от «персонажа». То есть, если машина снимается в фильме, все данные по ней должны быть в багаже моей фонограммы. Подобным образом пишется каждый «персонаж» — лошадь, телега, толпа…».
Первой самостоятельной работой звукорежиссёра Маргариты Томиловой стал фильм «Трембита».
Томилова М. «Кино становится забавой» / М. Томилова // Маяк. – 2016. – 15 сентября. – С. 4–5.
Фрагменты художественных фильмов «Демидовы» (реж. Я. Лапшин, 1983), «Трембита» (реж. О. Николаевский, 1968) и «Ты есть» (реж. В. Макеранец, 1993).