Женитьба Бальзаминова
«Мосфильм», 1964
Режиссер К. Воинов. Сценарист К. Воинов. Оператор Г. Куприянов. Художник-постановщик Ф. Ясюкевич. Композитор Б. Чайковский. В ролях: Г. Вицин, Л. Шагалова, Л. Смирнова, Е. Савинова, Р. Быков, Л. Гурченко, Н. Мордюкова, Н. Румянцева и др.
По мотивам трилогии Александра Островского «Праздничный сон до обеда», «За чем пойдешь, то и найдёшь» «Свои собаки грызутся, чужая не приставай». Мелкий чиновник Миша Бальзаминов умом и талантами не блещет, но очень хочет жениться — и чтобы невеста непременно была богатая. Заботливая маменька всячески пытается помочь, даже ускоренными темпами «учит галантности» ненаглядное чадо, но конфузы неизбежны.
Суздаль стал кинематографической площадкой, где проходили натурные съемки «...Бальзаминова». Въезжая в город, поневоле вспоминаешь фильм. Чаепитие Н. Мордюковой и Л. Смирновой на валу, на фоне кремля; танец Г. Вицина на торговой площади; сцены снов Бальзаминова во дворе Архиерейских палат, перед Ризоположенской колокольней; дом № 13 на Старой улице, где жил Миша Бальзаминов.
«Счастливая мысль снять картину на натуре, на подлинном и благородном фоне архитектуры старинного Суздаля, как ни странно это может показаться, дала авторам возможность нарядной и очаровательной стилизации. Быт в фильме переливается всеми красками русской ярмарочной радуги. Его этнография щедра и празднична. Дворы и заборы, улицы, пролетки, затейливые вывески, маковки и колоколенки бесчисленных церквей, торговые ряды – все это становится украшением… Быт Островского – знаменитый Замоскворецкий быт, не отвергнут в фильме, не воспроизведен дотошно, не сгущен до символа: он стилизован».
Туровская М. Смешно, грустно, современно / М. Туровская // Советский экран. – 1965. – № 8. – С. 5.
В Суздале, кого ни спроси, каждый готов рассказывать легенды о том, как в их древнем городе режиссер Константин Воинов снимал этот фильм. Смотреть на яркое, интереснейшее действо приходило едва ли не все местное население.
Актриса Лидия Смирнова:
«Для «Женитьбы Бальзаминова» Воинов выбрал местом действия великолепный город Суздаль. Он был таким первозданным. Тогда еще не было никаких туристических комплексов, никаких «Интеротелей», и никто там еще не снимал. Там была паршивенькая трехэтажная гостиница с одним туалетом на этаже, площадь центральная и рынок, на котором продавались крынки со сметаной, молоком, земляника, черника. Мы выходили на маленькие балкончики гостиницы и смотрели – бабы пришли с обычным молоком или топленым, а может, со сливками. Мы в гостинице жили тесно – втроем в одном номере. Воинов с Вициным и с оператором.
Кстати, «Женитьба Бальзаминова» — один из самых ансамблевых фильмов, а это возможно только при опытном режиссере.
Мы ходили на каждую съемку друг к другу. Воинов хотел, чтобы все знали, что делают другие, чтобы они жили в этой атмосфере. Нас, кроме съемок, когда мы жили в Суздале, ничего не интересовало, ничего. И все шло от режиссера, он объединил нас в одну семью. Это было единство взглядов, вкусов, идей.
Надо сказать, что сам город, эти заброшенные церкви, в которых хранились бочки с селедкой или были какие-то склады, эти дома, косые, поваленные, и бесконечное количество старух — все создавало атмосферу фильма. Нигде я не видела столько старух, сколько в Суздале. Там не было никаких производств, только молочная фабрика: делали сгущенное молоко, творог, сметану, масло. Были монастыри, где находились малолетние преступницы, они там работали.
Мы играли прямо в старых торговых рядах. Водрузили вывески с буквой «ять» на чайных, сапожных палатках, убрали столбы с проводами, а все прочее осталось. Извозчик, нищий, собака — все было как в XIX веке. На площади снималась финальная сцена, когда Вицин пляшет под потрясающую музыку Бориса Чайковского— знаменитую полечку. Она теперь часто звучит по радио, узнаваемая и любимая. Танец, конечно, придумал Воинов. В рубашке нараспашку, в дикую жару, Воинов показывал Гоше Вицину, как надо танцевать».
Смирнова Л. Моя любовь / Л. Смирнова. – М., 2001. – С. 308-312.
Актриса Людмила Шагалова:
«Многое можно рассказывать о нашей работе над «Женитьбой Бальзаминова», но особо хочется сказать о городе Суздале.
В Суздаль мы приехали на натурные съемки. Мы попали в чудесный мир русской старины. Нас встретили монастырские стены, деревянные церкви, кремлевские валы и многочисленные мраморные доски на стенах: «Памятник старины… Охраняется государством…». Суздаль помог нам погрузится в нужную атмосферу. Но вдохновляли нас не только старинные памятники.
Суздаль – городок небольшой, жителей в нем не так уж много, и не было среди них, наверное, ни одного человека, который не знал бы о наших съемках. Словом, город принял нашу работу, как свое дело. Многие с удовольствием участвовали в наших массовках и в свободное время разгуливали по городу в полученном для съемок костюме. Весь город словно превратился в большую съемочную площадку. Мне тоже нравилось ходить по улицам в гриме и костюме. Я играла Павлу Петровну Бальзаминову – мать главного героя, сыгранного Г. Вициным.
Вот так мы работали, увлеченные своими ролями, стоящей перед нами задачей, увлеченные самой обстановкой, которая немало нам помогла».
Шагалова Л. Экспедиция в русскую старину / Л. Шагалова // Советский экран. – 1965. – № 4. – С. 12.
Ролан Быков, сыгравший в фильме полковника Чебакова:
«Суздаль, можно сказать, родной мой город. Я жил здесь на улице Нетеки, учился в пятом классе. Было это 23 года назад. Приятно сейчас походить по знакомым местам».
Говорят киноартисты // Призыв. – 1964. – 15 августа. – С. 4.
«Конечно же, Александр Островский и не предполагал, что герой его комедии Бальзаминов выберет этот город для женитьбы; конечно, в столице было бы куда лучше, но… не найти там теперь такого уголка, который был бы похож на старую Москву. Поэтому пришлось перенести место женитьбы в наш седой Суздаль, куда и приехала съемочная группа «Мосфильма».
- Прежде всего хочется, - говорит режиссер Константин Воинов, - сделать веселую комедию, я бы сказал, русскую по своей природе, несколько трагикомедийную…
-Нам хорошо помогают все суздальцы, - продолжает режиссер, -начиная от председателя горисполкома товарища Бардина и кончая любым горожанином. Среди них встречаются очень одаренные люди. Вот, например, шофер Суздальской автобазы Иван Сергеевич Быков. Мы попросили его сниматься в роли купца Пежонова. Очень хорош!..».
Снежкова Л. «Женитьба Бальзаминова» в Суздале / Л. Снежкова // Призыв. – 1964. – 15 августа. – С. 4.
«Минувшим летом жители города Суздаль были свидетелями съемок новой кинокомедии студии «Мосфильм». Перед отъездом съемочной группы режиссер фильма Константин Воинов сказал, что премьера фильма состоится в Суздале. Режиссер сдержал слово, и вот в минувшее воскресенье жители стали участниками первого просмотра новой цветной, еще не вышедшей на экраны комедии «Женитьба Бальзаминова». От имени съемочной группы фильм представили оператор Г. Куприянов и художник Ф. Ясюкевич».
Веселов А. Премьера фильма в Суздале / А. Веселов // Призыв. – 1964. – 25 декабря. – С. 4.
Фрагменты фильма, снятые в г. Суздаль, а также фрагмент документального фильма М. Володина «Тайны советского кино. Женитьба Бальзаминова» 2012 г. о создании фильма.