Петр Великий
NBC Productions, США, 1985
Режиссеры: М. Чомски, Л. Шиллер. Сценарист Э. Энхолт. Операторы: В. Стораро, В. Липовой. Композитор Л. Розентал. Художник А. Попов. Художники по костюмам: Э. Маклакова, С. Ульсамер.
В ролях: М. Шелл, Н. Андрейченко, В. Редгрейв, О. Шариф, Т. Ховард, Л. Оливье, Х. Грим, У. Андрес, Х. Шигулла и др.
В основе сюжета лежит роман Роберта Масси «Петр Великий». «Петр Великий» - это первый американский фильм о Петре I и в целом первое обращение западных кинематографистов высокого уровня к российской истории и первый иностранный сериал, снятый на территории Советского Союза.
Художник-постановщик Александр Попов до мельчайших подробностей воссоздал деревянную Москву и московский Кремль той эпохи в Суздале. Съемки «Петра Великого» продолжались в Суздале 5 месяцев.
«В 1983 году поступил заказ американской телекомпании NBC на помощь в съемке телесериала «Петр Великий». Трудности начались с самого начала. Поскольку речь шла о валюте, на подписание договора требовалось разрешение секретариата ЦК. И в профильных отделах начали взвешивать все за и против. С одной стороны, было очевидно, что NBC пытается заработать на интересе американцев к России, обострившемся после объявления ее «империей зла». Поэтому в ЦК опасались, что с помощью советских киностудий будет создан антирусский фильм. С другой стороны, предложенная американцами беспрецедентная сумма сначала в три, а затем в семь миллионов долларов была отнюдь не лишней для казны. И в декабре 1983 года на секретариате ЦК, который вел Михаил Горбачев, решение о съемках «Петра Великого» было принято. На решение, судя по всему, повлияло то, что американцы прозондировали возможность съемок фильма в Югославии, Чехословакии и Венгрии. И во всех братских странах были рады перехватить заказ у СССР. К тому же крайне заинтересованное в валюте Госкино уверяло ЦК, что с идейной стороной все будет в порядке.
Американские партнеры приняли предложения советской стороны о научном консультанте (им утвержден доктор исторических наук, профессор Д. Никифоров); соавторе (писатель и кинодраматург Ю. Нагибин). Кроме того, главным художником картины назначен также по предложению советской стороны А. Попов, художником по костюмам Э. Маклакова. Все они, кроме Ю. Нагибина, участвовали в создании фильмов о Петре I, поставленных режиссером С. Герасимовым.
Еще одной проблемой стала организация съемок в Кремле. Комендатура главной крепости страны разрешила снимать один неполный день в неделю. В результате было решено построить Москву заново - в Суздале, в пойме реки. И в сентябре 1984 года, когда съемочная группа должна была прибыть в Суздаль, в Главное управление по охране государственных тайн в печати (Главлит) пришло письмо от руководителя его управления во Владимирской области В. Нильского «О съемках кинофильма «Петр Великий» в Суздале»: «В настоящее время в городе Суздале заканчивается подготовка к съемкам кинофильма «Петр Великий». Съемки будут проводиться кинематографистами США по договору между Всесоюзным объединением «Совинфильм» и компанией Эн-Би-Си, заключенному 28.03.84 года, и должны начаться с 17 сентября...»
В США только первый просмотр собрал 75 млн. зрителей. В России сериал показали многие годы спустя».
Жирнов Е. «Работники киностудии нарушали нормы общения с иностранцами» / Е. Жирнов // Коммерсант-Власть. – 2005. – № 11. – С. 66-70.
Генеральный представитель корпорации Джоэл Кац:
«Американская публика очень мало знает современную Россию и еще меньше ее историю. Для 95 процентов имя Петра вообще ничего не говорит. В 1981 году вышла книга Роберта Мэсси «Петр Великий». Успех книги натолкнул на мысль снять фильм».
Каджая В. Петр Первый говорит по-английски / В. Каджая // Известия. – 1985. – 24 января. – С. 6.
Элеонора Маклакова, народный художник РФ. Участвовала в создании более тридцати фильмов, среди которых американский фильм «Петр Великий». За костюмы к этому фильму была удостоена премии «Эмми» Американской Академии телевизионных искусств и наук за 1986 год и награждена Главным призом дизайнеров Калифорнии.
Художник по костюмам Элеонора Маклакова:
«Сценарий фильма, по-моему, заслуживает критики. И особенно - за домыслы. История Петра настолько интересна сама по себе, что не надо ничего изобретать, чтобы вызвать зрительский интерес. А американцы изобрели. В основе сценария, правда, лежала очень грамотная, по мнению, наших историков, книга Роберта Мэсси «Петр Великий: его жизнь и мир». Но режиссер Шиллер переиначил сценарий так, что в конечном счете от него почти ничего не осталось. Начинал режиссер Шиллер, но Эн-Би-Си он не устраивал и вместо него пришел Марвин Чомски. Очень сильным был актерский состав…
А каких трудов стоило построить под Суздалем деревянный город – копию старинного московского центра. Причем деревянные дома-декорации строились не трехстенные, как обычно делают для съемок, а настоящие – в них можно было жить!
Над костюмами работали 20 человек. По моим эскизам - а их получилось около 500 – шили 4 самостоятельные художницы. У всех была своя тема: у одной- бояре, у другой – военные… Каждая выполнила почти по тысяче костюмов. Шили костюмы не только в Москве, но и в Мюнхене, а большую часть – в Риме. Ткани были в точности те, что предпочитал Петр и его двор. Их покупали тоже в Италии, потому что несколько местных фирм до сих пор выполняют такие драпировочные материалы. А шелк и сукно поставляла западногерманская фирма «Фукс» из Аугсбурга. Я не имитировала ни одной ткани. Мы постарались, чтобы в «Петре Великом» изобразительный ряд был безупречным.
На съемочной площадке порой доходило до настоящих баталий. Например, американцы отсняли целую сцену: русские крестятся в шапках! Пересняли… Что же касается «звезд» - конечно, им было нелегко. Наталье Андрейченко в роли Евдокии, первой жены Петра, полагалось носить пятислойный наряд и 30-килограммовую корону. Царская поступь – она ведь не столько от воспитания, сколько от тяжести одеяний…Наташа сначала ворчала, но потом привыкла. Когда я впервые увидела маленькую хрупкую Лили Пальмер, мне шепнули: «Ей 70 лет, не мучайте ее своими тяжелыми шубами». Но Пальмер была очарована экзотикой одежды и выдержала все.
Очень трудно было с Максимилианом Шеллом. Он сосредоточился исключительно на своем здоровье. Так и не удалось содрать с Шелла черный шарф, который он носит в жизни. Сделали сапоги на каблуках с вкладкой. Но Шелл то и дело выходил на съемочную площадку в своих сапогах – так теплее. И вся группа думала, как бы сапоги не попали в кадр. Зимой под Суздалем было 40 градусов мороза. Условия съемок были тяжелые. И в первую очередь для той части группы, которая готовила съемки. Трудно приходилось массовке. Я даже пошла на неправду: мальчиков-кавалеристов одела в валенки, хотя они появились только в XIX веке. И все-таки настоящий актер в первую очередь думает о роли. Вот эпизод. Ванесса Редгрейв должна была сняться в монашеской одежде. Длинная узкая черная фигура в высоком клобуке на фоне белых монастырских стен. Невероятно красиво. И вот - Суздаль, 40 градусов мороза. Все поддевают теплое и «пухнут». А Ванесса поняла, что потеряет от этого. И – медленной, величавой поступью прошла в одной рясе, даже без перчаток!»
Маклакова Э. «Эмми» за «Петра» / Э. Маклакова // Новое время. – 1986. – № 43. – С. 30-31.
«Мучиться с этими актерами-звездами приходилось страшно. Особенно с Максимилианом Шеллом. У него был кем-то подаренный шарф, который он никогда не снимал – как талисман. Но не может же Петр Первый быть в черном современном шарфе! Мы ругались страшно, но все-таки есть несколько кадров, где он шарф так и не снял. А на съемках свадьбы в церкви он в своих кожаных перчатках. Я понимаю, было действительно очень холодно, но венецианские кружева и перчатки от современных кутюрье!»
Маджари С. Максимилиан Шелл играл Петра I, не снимая любимых шарфика и перчаток / С. Маджари // Комсомольская правда. – 2003. – 5 января. – С. 16.
Актер Максимилиан Шелл:
«Я сыграл много ролей, но с Петром сравнивать нельзя никого. И не только потому, что он – великий исторический деятель. Это еще и великая человеческая личность. Какая богатая и противоречивая натура! Раньше я думал, что хорошо знаю «русский характер», но только сейчас, окунувшись в петровскую эпоху, понял, какую великую нравственную силу несет в себе русский народ».
Каджая В. Петр Первый говорит по-английски / В. Каджая // Известия. – 1985. – 24 января. – С. 6.
Актриса Ханна Шигулла:
«Осенью 1984 года в Суздале начались съемки американского телевизионного фильма «Петр Великий». В нем приняли участие многие известные кинематографисты Запада, в том числе актриса из Германии Ханна Шигулла. Что привело ее в Россию? Во-первых, ей очень понравилась книга Мэсси «Петр Великий», которая легла в основу сценария фильма. Во-вторых, поразила необычная судьба Екатерины. И третье – самое главное, - захотелось своими глазами увидеть Россию. Год спустя, уже после того, как фильм был показан по телевидению, актриса с горечью констатировала, что образ Екатерины в фильме получился совсем не таким, как она себе представляла. Многие эпизоды, которыми она гордилась, в которые вкладывала душу, при монтаже ушли из картины. И все же работу над фильмом Шигулла вспоминала с благодарностью. Ведь она позволила побывать ей в Бухаре, Владимире, Суздале, Москве, Ленинграде».
Краснова Г. Ханна Шигулла: от Суздаля до Будапешта / Г. Краснова // Советский экран. – 1988. – № 20.
«Осенью 1984 года в Суздале начались съемки американского фильма «Петр Великий» по книге Р. Мэсси. Съемки проводились по всему городу. По заказу компании Эн-Би-Си мастера Ялтинской киностудии и Киностудии им. Горького летом 1984 года построили уникальные декорации: «Успенский собор», «Грановитую палату с Красным крыльцом» - на территории Суздальского кремля, «Улицы Москвы XVII в.» - в пойме Каменки и у стен Спасо-Евфимиева монастыря, «Деревню Меньшикова» - в музее деревянного зодчества. Автором эскизов был молодой художник-постановщик А. Попов, уже имевший опыт работы над историческими фильмами. В полях между Владимиром и Суздалем снималась Полтавская битва! Это было грандиозное зрелище! Суздальская натура и декорации помогали сделать картину исторически достоверной и художественно выразительной».
Белов Ю. Петр Первый он и в Суздале – первый! / Ю. Белов // Вечерний звон. – 1995. – № 7 (34). – С. 3.