Бавленский электромеханический завод (пос. Бавлены, Кольчугинский район)
Бавленский завод ведёт свою историю с 1929 года, когда в рамках коллективизации сельского хозяйства СССР близ станции Бавлены начал создаваться Александровский зерносовхоз. В его структуру вошла машинно-тракторная мастерская (МТМ), построенная к концу 1930 года для ремонта импортной техники: тракторов «Катерпиллер» и «Интернациональ», плугов «Оливер». Первые годы работы сопровождались хаосом: нехватка квалифицированных кадров, антисанитарные условия, отсутствие электричества и отопления. Лишь к лету 1931 года мастерская обзавелась маломощной электростанцией, позволившей использовать токарные и сверлильные станки.
К середине 1930-х годов МТМ расширила производственные возможности. В 1934 году мастерская перевыполнила план ремонта тракторов на 146%, а гусеничных машин – на 200%. Были созданы механический и литейный цеха, освоен выпуск товаров народного потребления: вёдер, бочек, конской сбруи. Однако политические репрессии 1937–1938 годов негативно отразились на предприятии: под предлогом борьбы с «вредительством» были арестованы технорук Ковалёв и контролёр Шикман. Несмотря на это, к 1939 году МТМ превратилась в значимое предприятие с механическим, радиаторным, карбюраторным цехами и собственной электростанцией.
1 октября 1940 года Бавленская машинно-тракторная мастерская была реорганизована в Бавленский мотороремонтный завод Совхозреммаштреста. Это решение закрепило её переход от обслуживания местных хозяйств к промышленному производству. К этому времени предприятие уже ремонтировало технику для совхозов Ивановской, Ярославской и Горьковской областей, а также выпускало запчасти для моторов. Таким образом, к началу 1940-х годов завод, пройдя через этапы организационных кризисов, репрессий и технической модернизации, сформировался как ключевой элемент сельскохозяйственной инфраструктуры региона.
С началом Великой Отечественной войны завод перестроился на военный лад. К 1941 году здесь трудились 174 человека, включая женщин и подростков. Предприятие ремонтировало тракторы-тягачи, бронетранспортёры и моторы для фронта, а с 1942 года освоило выпуск радиаторных трубок. Важную роль сыграл главный инженер Александр Дмитриевич Козьма, разработавший пресс для одновременной пробивки отверстий в радиаторных пластинах. К 1943 году завод начал выпуск газогенераторных установок ЗИС и ГАЗ, а в октябре 1944 года был переименован в Бавленский механический завод (БМЗ).
После войны завод под руководством директора В. В. Плейкина переориентировался на выпуск электротехнической продукции. Уже в 1946 году карбюраторный цех перевыполнил план на 124–150%, а главный инженер А. Д. Козьма разработал генератор мощностью 4,5 кВт, ставший основой для серийного производства. К 1949 году ассортимент включал синхронные генераторы мощностью до 35 кВт. Однако майский пожар 1949 года уничтожил главный корпус, и восстановление затянулось до 1952 года.
В 1950-е годы, в рамках хрущёвской политики механизации сельского хозяйства, БМЗ выпускал автопоилки для свиней, кормозапарники и прицепы для зерна. К 1955 году производство автомастерских выросло до 947 единиц в год. В 1959 году предприятие получило новое название – Бавленский электромеханический завод (БЭМЗ) – и перешло к выпуску электрооборудования. Литейный цех модернизировали, внедрив конвейер для разлива металла, однако брак из-за нарушений ритма достигал 25%.
1960-е годы стали периодом роста и реформ. После введения военной приёмки завод освоил выпуск генераторов ДГС оборонного назначения. К 1965 году 92% продукции сдавалось с первого предъявления благодаря саратовской системе бездефектного изготовления. Косыгинская реформа 1965 года, направленная на хозрасчёт, позволила заводу сократить плановые показатели и создать фонды материального поощрения. К 1968 году объём производства вырос на 6,8%, а прибыль превысила плановую на 138 тыс. рублей.
В 1970-е годы БЭМЗ вошёл в состав производственного объединения «Динамо», что ускорило освоение новых изделий, включая вибронасос «Малыш» по итальянской технологии. К 1975 году выпуск насосов достиг 26 330 единиц, а 30% продукции соответствовало высшей категории качества. Однако проблемы с ритмичностью, текучестью кадров и зависимостью от поставок комплектующих сохранялись.
1980-е годы ознаменовались участием завода в экономических экспериментах. С 1984 года БЭМЗ перешёл на самоокупаемость, сосредоточившись на выполнении договорных обязательств. Программа «Интенсификация-90» предусматривала модернизацию цехов и внедрение станков с ЧПУ, однако реализация затягивалась из-за недостатка финансирования. В 1987 году начался выпуск электростанций ЭД-16 («Скала») для армии.
В 1990-е годы завод столкнулся с кризисом. Гиперинфляция 1992 года сократила оборотные средства, а разрыв хозяйственных связей привёл к падению производства на 14,3%. В 1992 году БЭМЗ стал открытым акционерным обществом «Электродвигатель», сохранив контроль над 83% акций. Отказ от военных заказов (60% продукции) и переход на выпуск глубинных насосов позволили избежать банкротства.
В 2000-х годах завод вошёл в ИПГ «Гидравлические машины и системы», что расширило его возможности. Были модернизированы цеха, внедрены 3D-проектирование и компьютерные системы управления. В 2006 году предприятие получило диплом лауреата премии «Живой поток» за качество насосов.
Современный этап развития завода связан с реструктуризацией в АО «БЭЗ», выделившемся из ОАО «Бавленский завод Электродвигатель». Основные направления деятельности включают производство полиэтиленовых труб ПНД и насосного оборудования для водоснабжения, отопления и канализации. Предприятие сертифицировано по ГОСТ ISO 9001-2015, а его цеха оснащены современным оборудованием, обеспечивающим выпуск продукции на уровне мировых аналогов.
Сохраняя статус градообразующего предприятия, завод продолжает инвестировать в социальную инфраструктуру посёлка Бавлены, поддерживая жилищное строительство и объекты досуга. Его история, начавшаяся с ремонта тракторов в 1930-х, отражает эволюцию отечественной промышленности – от плановой экономики до интеграции в рыночные условия, демонстрируя способность адаптироваться к вызовам времени.
Источники:
Забуга, В. А. Завод и поселок : история ОАО «Бавленский завод «Электродвигатель»» / В. А. Забуга. – Владимир : ИП Журавлева, 2008. – 423 с.
О нас. – Текст : электронный / АО «Бавленский Электромеханический Завод» // Бавленский завод : [сайт]. – Бавлены, 2024. – URL: https://bavemz.ru/about-us/ (дата обращения: 13.02.2025).
Ребров, В. И. Наши корни : очерки по истории Кольчугинского края / В. И. Ребров. – Кольчугино : Кольчугполиграфсервис, 1992. – Кн. 2. – 1994. – 281 с.
ОАО «Бавленский завод Электродвигатель» : [рекламный проспект]. – Владимир : Калейдоскоп, 2003. – [6] c.