Всего на сайте
изданий:  10246
статей:  1150
Электронная библиотека
search

Ковровский экскаваторный завод

Этот завод один из старейших в Коврове. Его история началась со строительства железной дороги Москва-Нижний Новгород, первый участок которой, Москва-Владимир, был открыт 14 (26) июня 1861 года. В это же время у железнодорожной станции в Коврове были созданы временные ремонтные мастерские для подвижного состава, а уже через год началось строительство постоянных мастерских.

В 1860-е годы мастерские представляли собой два каменных корпуса. В них расположились паровозо-сборочный, котельный и товарно-колёсный цехи с кузницей, рессорной и пожарным депо, а также цехи чугунного и медного литья. На предприятии было 4 паровые машины, 2 вагранки, 44 кузнечных горна, 3 паровых молота. В то время здесь работало около 650 человек. Преобладал ручной труд, а условия работы были тяжёлыми.

В 60-70-е годы XIX века мастерские получили общероссийскую известность. С 1875 по 1880 годы здесь сконструировали и изготовили 40 типов пассажирских и грузовых вагонов. Ковровские железнодорожные мастерские получали высшие награды на Всероссийских промышленных выставках в 70-80 годы XIX века.

В последнем десятилетии XIX века Ковровские железнодорожные мастерские стали заметным центром революционной борьбы. В 1887-92 года здесь произошли крупные стачки и волнения среди рабочих. А в 1896 году здесь был организован первый социал-демократический кружок, инициатором которого был токарь И. С. Уткин, имевший связи с «Московским рабочим Союзом». Мастерские стали боевым штабом пролетариата города во время первой русской революции. Они были центром революционной борьбы ковровских рабочих и в период Февральской революции.

После первой мировой и гражданской войн в мастерских приступили к ремонту локомотивов. В 1921 году рабочие построили собственную электростанцию, началась механизация тяжёлых работ, в цехах появился электрический свет. С 1925 года после передачи паровозов Подольскому заводу в мастерских резко увеличился ремонт вагонов.

Судьба мастерских изменилась в годы первой пятилетки, когда в стране развернулось огромное строительство – потребовалось много строительной техники, и в первую очередь экскаваторов, которые приходилось покупать за рубежом. В октябре 1929 года Ковровские железнодорожные мастерские были переданы Центральному управлению строительства Народного комиссариата путей сообщения СССР с задачей организовать ремонт строительной техники – зарубежных экскаваторов, паровозов узкой колеи, компрессоров и т. д.

В 1930 году мастерские были переименованы в ремонтно-механический завод. Началась реконструкция и расширение завода. А в 1931 году для руководства заводом был создан трест «Строймаштранс», который предложил специализировать завод на ремонте экскаваторов, но вместо этого было принято решение строить свои новые советские экскаваторы – для достижения этой цели уже имелся опыт, накопленный при ремонте старых экскаваторов. Были организованы ударные бригады конструкторов, модельщиков, литейщиков, кузнецов, токарей, фрезеровщиков, сборщиков – всего 166 человек под руководством инженера А. С. Гольденберга.

21 апреля 1931 года был выпущен первый советский экскаватор «Ковровец-I». Это была паровая землеройная машина на железнодорожном ходу с ёмкостью ковша 2,5 куб. метра. Машина заменяла своей работой 1100 землекопов. «Ковровцы» выпускались заводом до 1934 года.

В 1934 году была выпущена новая модель экскаватора – ППГ-1,5 (полноповоротного гусеничного с ковшом ёмкостью 1,5 куб. метра). Первый ППГ-1,5 проходил испытания на строительстве стадиона «Динамо» в Москве, а затем был отправлен на южный участок строительства канала Москва-Волга. На Всесоюзном конкурсе экскаваторов в 1936 году ППГ-1,5 занял первое место. Параллельно начался выпуск новой модели ЛК-0,5 (дизельный универсальный полноповоротный экскаватор). Всего за годы предвоенных пятилеток на заводе было изготовлено 1253 экскаватора и 78 паровых кранов.

С началом войны в 1941 году завод перешёл на производство оборонной продукции. В первый же год предприятие увеличило объём производства в 14 раз. Рабочие трудились в две смены по 12 часов. У станков стояли женщины, старики и подростки, заменившие мужчин, ушедших на фронт. Для фронта изготовливали 100-килограммовые авиационные бомбы, миномёты и мины, боеголовки снарядов для знаменитых «Катюш», венцы для танков. На средства заводских рабочих и их трудом был построен бронепоезд «Ковровский большевик».

Ещё во время войны началась разработка новой модели экскаватора Д-107, вставшего на уровень мирового экскаваторостроения. Его серийный выпуск начался в 1946 году. Это был дизельный полноповоротный экскаватор на гусеничном ходу, предназначался для разработки карьеров, рытья котлованов и траншей. Его улучшенная версия – Э-505 – была поставлена на производство с 1948 года. А уже через год продукция завода первой в советском экскаваторостроении начала экспортироваться.

В 50-60-е годы продукция завода продолжает совершенствоваться и модернизироваться. В 1955-56 гг. выпускается дизельэлектрический экскаватор, с 1956 – экскаватор Э-652 с увеличенной на 30 процентов ёмкостью ковша и пневматическим управлением. Наряду с производством серийных машин на предприятии изготавливали экскаваторы специального назначения – для мелиоративных работ в условиях городского и сельского строительства, требующих частых перебросок с одного объекта на другой, для механизации подземных работ при строительстве гидросооружений и тоннелей.

К середине 1960-х годов завод стал крупнейшим производителем одноковшовых землеройных машин, которые экспортировались в 50 стран мира. Каждый 10-й из выпускаемых в стране экскаваторов был ковровским.

В 1967 году был выпущен опытный образец экскаватора Э-652Б, со следующего года начался серийный выпуск новых машин. Этот экскаватор по своим техническим и эксплуатационным качествам отвечал требованиям лучших мировых образцов. В январе 1965 года ему был присвоен государственный Знак качества. Это был первый в отрасли и во Владимирской области почётный прямоугольник. С 1972 года машина начала экспортироваться в десятки зарубежных стран.

К 100-летию со дня рождения Ленина были успешно завершены приёмочные испытания опытных образцов принципиально нового экскаватора ЭО-4121 с гидравлическим объёмным приводом. Испытания проводили в сжатые сроки в пойме Клязьмы, в карьере Гостюхинского кирпичного завода, на строительных объектах города в Мелеховском карьере. В 1975 году ЭО-4121 начали поставляться на экспорт.

В 1978 году предприятие полностью перешло к выпуску модернизированного экскаватора ЭО-4121А. В том же году была изготовлена первая промышленная партия экскаваторов ЭО-4124 на гусеничном ходу тракторного типа, которые были особенно необходимы на строительстве газопроводов, предприятий нефтяной и газовой промышленности в районах Сибири и Дальнего Востока.

С 1981 по 1991 годы были выпущены экскаваторы на гусеничном ходу тракторного типа, гидромолот для работы в условиях низких температур.

Экономический кризис конца 1980-х годов сказался и на финансово-экономическом состоянии завода. Объём производства значительно сократился. В 1992 году изменился статус завода – было зарегистрировано Акционерное общество закрытого типа «Ковровский экскаваторный завод».

В конце 1990-х годов завод стал заниматься выпуском лесозаготовительной техники. 

В эти годы к заводу проявляли интерес несколько инвесторов. Последним стала Группа «Газ», в рамках которой в 2006 году были объединены Тверской и Ковровский экскаваторные заводы. Дальнейшая совместная работа привела к запуску в серию в 2007 году 26-тонного экскаватора ЕТ-26, получившего название КиТ (Ковров и Тверь).

Поначалу при новом собственнике дела на Экскаваторном заводе «Ковровец» пошли в гору. Первые годы работы в составе «Группы ГАЗ» показали положительную динамику: в 2006 году было выпущено 200 экскаваторов - почти вдвое больше, чем годом ранее; в 2007-м - 405, в 2008-м - 400.

Выход на запланированную мощность 1000 экскаваторов в год к 2010 году так и не произошел. В 2009 производство было остановлено. Старейший отечественный производитель экскаваторов - Ковровский экскаваторный завод, в прошлом флагман отечественного экскаваторостроения, - прекратил свою деятельность.

Сейчас на месте одного из цехов Ковровского экскаваторного завода создан торгово-развлекательный центр, в административном здании размещен бизнес-центр, в сборочном цеху ведется производство оцинкованной стали, ряд других заводских помещений занимают разные мелкие фирмы.

Источники:

Дорогами борьбы и труда. Ковровский ордена Ленина экскаваторный завод. – 1986. – 32 с.

Никулин, В. В. Город воинской славы Ковров : Сквозь века – 2013. – 463 с.

Ковров : история, традиции, слава : фотоальбом / под общ. ред. О. А. Моняковой ; руковод. проекта А. В. Зотов ; редкол.: Ю. А. Миронова [и др.]. – Ковров : КОМАС ; Владимир : Транзит-ИКС, 2018.

Календарь знаменательных и памятных дат по Владимирской области на 2006 год / Владим. обл. универсальная научная библиотека им. А.М. Горького, Отдел краеведческой библиографии ; [сост.: Т.Г. Пелевина и др.]. – Владимир : ВОУНБ, 2005. С. 37-40.

Орлова С. Юбилей потерянного завода //Владимирские ведомости. – 2011.– 27 апр. (№ 98). – С. 4.

Ковровский экскаваторный завод в 1990-2000-е годы. Начало конца / Строительная техника и транспорт. URL: https://dzen.ru/media/stroitelnaya_technika_i_transport/kovrovskii-ekskavatornyi-zavod-v-19902000e-gody-nachalo-konca-61deb8442388df7644b066ea (дата обращения: 20.04.2023).