Научно-исследовательский проектно-конструкторский и технологический институт электромашиностроения (НИПТИЭМ)
Широкая электрификация промышленности и сельского хозяйства привела к необходимости массового производства асинхронных электродвигателей – основных преобразователей электрической энергии в механическую. В этой связи возникла потребность в организации всесоюзного подотраслевого института, который бы проводил исследования и совершенствовал параметры электрических машин, разрабатывал новые перспективные технологические конструкции, разрабатывал технологические процессы, высокопроизводительное и специальное оборудование, проводил исследования в области экономики, стандартизации и организации производства, изготавливал опытные образцы.
21 сентября 1964 года Государственный комитет по электротехнике при Совете Министров СССР издал приказ «Об организации в городе Владимире филиала Всесоюзного научно-исследовательского института электромеханики». В марте 1965 года началось его создание.
Первоначально работающие на небольших площадях Владимирского электромоторного завода сотрудники института приступили к организации строительства первого производственного корпуса и жилого дома. Началось определение основных организационных, экономических, научно-технических проектных задач и путей их решения. К середине 1967 года в институте работали 5 кандидатов технических наук, имеющих большой производственный опыт.
Двигать вперед промышленность и вносить свой вклад в развитие электротехники НИПТИЭМ стал практически с момента своего образования. Артем Эмануилович Кравчик, главный конструктор института, предложил вместе с коллегами «владимирскую шкалу» - новую увязку присоединительных размеров двигателей с их мощностью. Она стала основой для создания единых серий асинхронных двигателей не только в СССР, но и в странах бывшего Совета экономической взаимопомощи.
Уже в 1969 году были введены в эксплуатацию первый производственный корпус и жилой дом. В производственном корпусе разместились опытный участок и лаборатории отделов надежности, исследования электрических машин. На первом этаже 129-квартирного жилого дома расположились отраслевые подразделения и общежитие для молодых специалистов. Постройка этого дома, позволила пригласить для работы в институте опытных специалистов из других городов, а также улучшить бытовые условия уже работающих сотрудников.
В июле 1969 года «ВНИИЭМ» был преобразован в Научно-исследовательский проектно-конструкторский и технологический институт электромашиностроения (НИПТИЭМ).
В 1969 году, впервые, разработчики института были награждены медалями Выставки достижений народного хозяйства, и с тех пор их коллекция регулярно пополнялась.
В 1971 году стали бронзовыми медалистами ВДНХ Э. В. Горецкий и С. В. Мартынов, в следующем году число медалистов увеличилось на 18 человек. Золотую медаль получили директор института В. М. Петров и главный конструктор А. Э. Кравчик, серебряные - А. А. Смирнов и Ю. В. Гаинцев. Институт был награжден Дипломом первой степени.
Рекордным количеством медалей ознаменовался 1979 год. 19 сотрудников института удостоены медалей ВДНХ, 61 человек получил свидетельства, а коллектив ВНИПТИЭМ был повторно награжден Дипломом первой степени. В это же время институту был присвоен статус всесоюзного. ВНИПТИЭМ являлся головной организацией по государственным испытаниям единых серий асинхронных электродвигателей общепромышленного и сельскохозяйственного применения с высотами оси вращения от 45 до 355 мм. Институтом были разработаны и поставлены на производство конструкции двигателей серии АО4 (в последствии 4А) изготовление образцов, исследования, проведение испытаний образцов и конструктивных модификаций.
В 1984 году директором ВНИПТИЭМ был назначен Николай Иванович Суворов. Он занялся строительством второй очереди института, его развитием, углублением международного сотрудничества. В этих зданиях разместились: опытное производство, виброакустическая лаборатория, позволяющая исследовать и определять виброакустические параметры электрических машин под нагрузкой, технологический отдел инструментального производства и другие подразделения. В эти годы в институте работали 1500 человек. ВНИПТИЭМ стал одним из крупнейших электромашиностроительных институтов страны.
В 1987 году на базе института создано объединение по разработке и производству электродвигателей – НПО «Электромаш». В его состав вошли 8 объединений, НИИ, СКБ и 34 завода. Отраслевые подразделения НПО занимались планированием и организацией производства, решением экономических и социальных проблем, а также освоением массового производства асинхронных электродвигателей единой международной серии АИ. Но уже в 1989 году, одновременно с упразднением Министерства электротехнической промышленности СССР, НПО «Электромаш» прекратил свою деятельность.
С 1968 по 1988 годы деятельности института был создан большой коллектив, способный комплексно решать поставленные задачи. Построены и введены две очереди института, цех по изготовлению специального технологического оборудования, три жилых дома, общежитие и турбаза «Эврика» для сотрудников института. Создана лабораторная база, позволяющая проводить экспериментальные исследования и испытания различных параметров электрических машин. Разработаны новые электротехнические материалы, методы расчетов и исследований, устройства управления и защиты. Внедрены в массовое производство асинхронные электродвигатели серий А2 и АО2, 4А, 4АМ и АИ и многое другое.
За эти годы сотрудники института получили более 260 авторских свидетельств на изобретения и патентов. Были подготовлены и изданы 10 сборников трудов института и 17 монографий по электрическим машинам.
Распад СССР и уход ряда габаритов за рубеж привел к необходимости разработки двигателей серии 5А со всеми модификациями. Однако, несмотря на резкий отток кадров в это период, в институте был сохранен весь накопленный за время существования богатейший опыт в области конструирования и испытания электрических машин.
В 1996-97 годах были разработаны и сданы морские двигатели 5А 80-90-100 ОМ, 5АНМ315, 5АМ280. Проводились разработки двигателей с целью импортозамещения.
В 1999 году по заказу Могилева создан двигатель для троллейбуса с частотным управлением АНТ-155-4БУХЛ. В 2000 году получены лицензии ГОСАТОМНАДЗОРА России № ЦО-11-101-0776 и № ЦО-12-101-0777. Разработаны двигатели для Нововоронежской АЭС, Ростовской АЭС, Тяньваньской АЭС. В 2002 году НИПТИЭМ прошел сертификацию по системе качества.
В 2011 году коллектив института стал одним из победителей конкурса предприятий Владимира и был занесен на городскую Доску почета. В 2012-м занял место уже на областной Галерее славы. А в 2013-м разработанные сотрудниками института специальные малошумные электродвигатели для атомных подводных лодок были удостоены Государственной премии России. По итогам конкурса «Лучшие предприятия Владимирской области-2013» НИПТИЭМ отмечен за наиболее высокую финансовую эффективность в производстве электрооборудования. Среди партнеров института в этот период были Русгидро, Росатом и РЖД и предприятия оборонной промышленности.
В 2015 году новым направлением работы института стала судовая электромеханика, а самым значимым и масштабным проектом в этой сфере ‑ разработка двух основных турбогенераторов и трех гребных асинхронных двигателей для ледокола «Арктика». Этот атомоход бороздит глубокие арктические воды с толщиной льда почти до трех метров и мелководные участки полярных рек, обеспечивая круглогодичную навигацию на всем протяжении Северного морского пути.
Одной из самых перспективных областей внедрения гибридных технологий считаются трансмиссии автобусов. В числе других проектов института стали комплекты тягового оборудования для троллейбусов, трамваев, вагонов метро, тракторов, самосвалов и прочей транспортной техники. Некоторые удостоены высших наград престижных специализированных выставок.
Две разработки ОАО «НИПТИЭМ» включены в список 50 лучших российских инновационных проектов. Это энергосберегающие двигатели серии 7AVE и гибридный привод городского автобуса, уже получивший общественное признание на Международном автотранспортном форуме. Концерн «Русэлпром», в состав которой входит НИПТИЭМ, становился лауреатом национальной премии «Компания года» в номинации «Инновационный лидер» за разработку электротрансмиссии для сельскохозяйственного трактора, которая до этого уже получила серебряную медаль на Ганноверской международной выставке. Сразу две разработки института - лифтовый привод с безредукторной лебедкой и тяговый асинхронный двигатель для привода вагонов метрополитена - отмечены знаком качества «Владимирская марка».
10 ноября 2016 года продукция, которая разработана и выпускается на владимирских предприятиях НИПТИЭМ и «ВЭМЗ» стала лауреатом национальной премии «Приоритет-2016». Энергоэффективные общепромышленные электродвигатели серии 7АVE включены в реестр 50 лучших инновационных проектов страны. По техническим параметрам они не уступают зарубежным аналогам и позволяют добиться не только значительной экономии энергоресурсов, но и оздоровления экологической обстановки за счет уменьшения выбросов в атмосферу углекислого газа при производстве электроэнергии.
В настоящее время усилия коллектива направлены на разработку электродвигателей их модификаций серий АИР, 5А, 6А, 7А и двигателей спецназначения. Ведутся работы по созданию новых видов двигателей: частотно-регулируемых, вентильных, вентильно-индукторных. Производственная база позволяет изготавливать мелкосерийные партии разрабатываемых электродвигателей.
ПАО «НИПТИЭМ» - это крупный научный центр с мощной испытательной базой, позволяющей проводить испытания на соответствие техническим требованиям и расчетным данным электромагнитных и тепловых параметров, на стойкость к климатическим и механическим воздействиям, на соответствие степени защиты и др. Центр аккредитован в системе Госстандарта России, Морского Регистра, Госатомнадзора России, в системе РС на федеральном железнодорожном транспорте.
Источники:
Тубис Я. Б. НИПТИЭМ : страницы истории / Я. Б. Тубис. – Владимир : Транзит-ИКС, 2018. – 139 с.
Арефьева Е. Время заключать контракты // Владимирские ведомости. – 2014. – 25 сентября. – С. 6.
Арефьева Е. Наши инженеры помогут в освоении Арктики // Владимирские ведомости. – 2014. – 28 мая. – URL : https://vedom.ru/news/2014/05/28/13960-nashi (Дата обращения : 19.09.2023).
Зарипова Ю. Дать путевку в жизнь своим подчиненным // Владимирские ведомости. – 2013. – 17 декабря. – URL : https://vedom.ru/news/2013/12/17/12077-dat-putevku (Дата обращения : 19.09.2023).
Арефьев Е. «Мы помогаем миру вращаться!»: НИПТИЭМ отметил полувековой юбилей // Владимирские ведомости. – 2015. – 7 апр. (№ 59). – С. 3.
Арефьева Е. Секреты фирмы // Владимирские ведомости. – 2015. – 11 марта. – URL : https://vedom.ru/news/2015/03/11/16768-sekrety (Дата обращения : 19.09.2023).
Савушкин А. Один из первых заводов по импортозамещению // Владимирские ведомости. – 2015. - 28 сентября. – URL : https://vedom.ru/news/2015/09/28/18864-odin (Дата обращения : 19.09.2023).
История ПАО «НИПТИЭМ». – НИПТИЭМ: научно-исследовательский проектно-конструкторский и технологический институт электромашиностроения : [сайт]. – Владимир, 2023. – URL : https://www.niptiem.ru/hist.html (Дата обращения : 19.09.2023).
Гайков Е. В Москве расставили приоритеты // Владимирские ведомости. – 2016. - 15 ноября. – URL : https://vedom.ru/news/2016/11/15/23157-v-moskve (Дата обращения : 19.09.2023).