Владимирский электромоторный завод
В 1950 г., согласно постановлению Совета Министров СССР, в городе Владимире на участке между тракторным заводом и деревней Михайловка началось строительство завода взрывобезопасных моторов. 20 декабря 1955 г. литейный цех выдал первый чугун, и этот день стал официальным днем рождения нового предприятия.
Свое нынешнее имя – Владимирский электромоторный завод (ВЭМЗ) – он получил два года спустя, в 1957 году. Тогда же завод выпустил первую сотню электродвигателей – машин серии АО5.
К середине 1960-х завод уже входил в число крупнейших предприятий области и поставлял свою продукцию в 30 стран мира. В 1965 г. количество выпущенных двигателей превысило миллион.
1970-е годы были отмечены для Владимирского электромоторного завода активным внедрением новой техники и прогрессивных технологий.
В первые 20 лет своей работы ВЭМЗ изготовил более 4,5 миллионов двигателей для 50 стран мира.
В 1980-х он продолжал наращивать производственные мощности. В 1982 г. были освоены новые модели двигателей. Они, например, устанавливались на электровозах, обслуживавших сложные трассы БАМа, эксплуатировались на газопроводе «Уренгой – Помары – Ужгород».
Переход от плановой системы к рыночным отношениям затянулся для электротехнической промышленности на десятилетие и оказался весьма болезненным. Раньше предприятия – производители асинхронных двигателей работали практически во всех республиках Советского Союза и при этом имели четкую специализацию. Не был исключением и Владимирский электромоторный завод. В период плановой экономики ВЭМЗ выпускал двигатели только двух габаритов.
Казалось бы, сужение внутреннего рынка, разрыв традиционных связей с потребителями из стран СНГ свели шансы на выживание завода к нулю.
Но вследствие разрыва тех же связей прекратились и поставки из бывших советских республик, где была расположена значительная часть предприятий-коллег. Таким образом, у Владимирского электромоторного завода появилась возможность занять пустующую нишу. И он взялся за расширение номенклатуры своей продукции. В сравнительно короткие сроки были освоены и поставлены на производство двигатели специальных модификаций, в том числе взрывозащищенные, рудничные, многоскоростные, с повышенным пусковым моментом, лифтовые, для привода станков-качалок. Была получена лицензия на конструирование и производство электродвигателей для атомной энергетики.
Освоение новой продукции повлекло за собой и организационное совершенствование предприятия. В отсутствие централизованной системы планирования пришлось самостоятельно заниматься маркетинговыми исследованиями, разработкой технической политики, созданием проектно-конструкторской документации, привлечением инвестиций, модернизацией производства.
В начале 1990-х завод увеличил объем производства на 105% и перешел на выпуск электродвигателей новой серии АИР.
Осуществляя задачу по формированию наиболее полного ассортимента электродвигателей, в 1993 г. завод освоил 9 новых типоразмеров электродвигателей и разработал асинхронные двигатели серии 5А. В тот же период завод получил лицензию на конструирование и производство двигателей для атомной энергетики. В 1995 г. специалисты предприятия начали освоение взрывозащищенных двигателей новой серии ВА.
В конце 1990-х – начале 2000-х гг. на заводе началась реструктуризация производства. Одним из первых ее итогов стало создание группы компаний «ВЭМЗ» и инженерного центра. На предприятии началось масштабное техническое перевооружение, в результате которого парк персональной вычислительной техники был расширен до 57 единиц. Были внедрены и освоены системы сквозного параллельного проектирования, что дало возможность подключить к процессу работы одновременно и конструкторов, и технологов, и металлургов. В рамках развития литейного производства было создано предприятие «АЛВЭМЗ», осуществляющее литье алюминия под давлением. Еще одним направлением производства стало изготовление изделий из кремнийорганической и силиконовой резины.
После того, как в декабре 2002 г., завод, объединивший вокруг себя группу компаний различной специализации, вошел в состав Российского электротехнического концерна «Русэлпром», решение большинства задач стало более эффективным.
В настоящее время ООО «Русэлпром-Владимирский электромоторный завод» является одним из крупнейших производителей асинхронных электродвигателей переменного тока мощностью до 500 кВт.
ВЭМЗ представляет предприятие с налаженной инфраструктурой. Предприятие состоит из штамповочного, механообрабатывающего, литейного, обмоточно-пропиточного, сборочного и инструментального производств.
Основные производства разделены по технологическому принципу, что позволяет видеть узкие места подразделений, точно определять необходимое направление для инвестиций и делает их легко контролируемыми.
По основным характеристикам двигатели ВЭМЗ соответствуют международным и европейским нормам. Ассортимент продукции, выпускаемой группой компаний ВЭМЗ, постоянно расширяется и совершенствуется.
В сотрудничестве с научно-исследовательским проектно-конструкторским и технологическим институтом машиностроения (ПАО «НИПТИЭМ») Владимирский электромоторный завод занимается созданием новых видов электродвигателей и модернизацией существующих серий.
На предприятии постоянно ведутся работы по техническому перевооружению. За последние несколько лет введен в эксплуатацию комплекс высокотехнологичного оборудования по выпуску алюминиевого литья, оснащено новым оборудованием штамповочное, обмоточно-пропиточное и механическое производство, освоен выпуск новой серии энергоэффективных двигателей серии 7АVE.
Завод выпускает электродвигатели для многих отраслей экономики, в том числе для горнодобывающей, металлургической и нефтяной промышленности, атомной отрасли и электроэнергетики, сельского хозяйства, транспорта, строительства и ЖКХ.
За разработку и реализацию высокотехнологичных решений в области электромашиностроения концерн удостоен многих престижных наград. Одна из недавних – звание лауреата национальной премии в области импортозамещения «Приоритет». Первое место в номинации «Машиностроение» получили энергоэффективные электродвигатели серии 7AVE. Эти электрические машины нового поколения включены в реестр 50 лучших инновационных проектов страны.
При заводе был создан и действует свой клуб сверхлегкой авиации. Он был основан в феврале 2000 г., когда команда от ВЭМЗа приняла участие в областных соревнованиях по парапланерному спорту, посвященному Дню защитника Отечества. Дебют оказался удачным – заводские пилоты завоевали бронзу в многоборье.
Основное направление в клубе – парапланерное, хотя развивается и дельтапланерное, и дельталетное, а также авиационное творчество и авиамоделизм, который интересен всем – и детям, и взрослым и не имеет ограничений по возрасту и здоровью.
Пилоты ВЭМЗа ежегодно участвуют в областных и городских соревнованиях, в том числе в качестве судей, достойно выступают и на выезде.
В клубе работает единственная в области детская парапланерная секция «Аист», в которой занимаются ребята 10-14 лет. Секция «Аист» была организована в 2001 году. Первыми ее выпускниками были юные пилоты – дети работников завода.
Источники:
В начале большого пути. 20 декабря Владимирскому электромоторному заводу исполнится 60 лет // Владимирские ведомости. – 2015. – 17 декабря (№ 239). – С. 7.
Ефремова И. ВЭМЗ : вид с высоты птичьего полета // Владимирские ведомости. – 2015. – 17 декабря (№ 239). – С. 10.
День рождения ВЭМЗ // Владимирские ведомости. – 2016. – 20-21 декабря (№ 200). – С. 4.
Русэлпром-ВЭМЗ. – Текст: электронный // Русэлпром. Российский электротехнический концерн: [официальный сайт]. – URL: https://www.ruselprom.ru/about/predpriyatiya-ruselprom/vemz/ (03.04.2023).
Владимирский электромоторный завод. – Текст: электронный // Владимирский Электромоторный Завод : [сайт]. – URL: https://vemp.ru/ (03.04.2023).