Лев Толстой

(1984)

Центральная киностудия детских и юношеских фильмов им. М. Горького, «Колиба» (Братислава, ЧССР), 1984.

Автор сценария и режиссер С. Герасимов.

Оператор С. Филиппов.

Художники-постановщики: А. Попов, М. Калина. Композитор П. Чекалов.

В ролях: С. Герасимов, Т. Макарова, А. Петренко, Н. Еременко, В. Проскурин, М. Зимин и др.

В фильме использована музыка из произведений Листа, Шопена, Танеева, Рахманинова.

 

О жизни Л.Н Толстого в начале XX века. Зритель встречается с великим русским писателем в последние годы его жизни (1908-1910), однако воспоминания Льва Толстого возвращают нас и к событиям его молодости, и к поре решительного и страстного перелома в его взглядах.

О его мыслях, переживаниях и идеях, касающихся всех сторон жизни людей. Тонко и ненавязчиво даётся также семейная драма, сложные отношения с женой, для которой семья – это всё.

Фильм-хроника состоит из двух частей — «Бессонница» и «Уход».

 

«Сценарий писался во многом по принципам биографического фильма, картина же снималась несколько иначе - не «поперек» сценария, но с уточнением концепции. В этой концепции быт, окружение, среда не так важны, как в традиционной биографической ленте: Толстой не живет этой средой, она чужда ему, он от нее уходит - и потому подробности быта и окружения ничего не объяснят нам, а, напротив, только затруднят понимание героя, который устремлен к нам, к людям, далеким от времени и пространства его тогдашнего обитания. Среда воспроизведена добросовестно и точно, но не акцентирована, она существует как фон.

То же и с людьми, окружающими Толстого: здесь появляются Страхов и Танеев, Сулержицкий и Гольденвейзер, менее известные широкой публике Булгаков и Сергеенко, Сухотин, Дранков, Феокритова, дети Толстого Татьяна и Александра, Сергей и Андрей, Маша и Илья, но кто - кто, можно лишь догадаться, а кто - каков, практически узнать нельзя. Больше внимания уделяется Владимиру Григорьевичу Черткову (А. Петренко), Душану Петровичу Маковицкому (прекрасная работа словацкого актера Б. Навратила) и Софье Андреевне Толстой (Тамара Федоровна Макарова, беспощадно подавляя свое обаяние, играет человека, чей трагический удел - невозможность полного понимания Толстого, но человека, которому мы, тем не менее, не вправе отказать в искреннем сострадании)».

Масловский Г. Открыть Толстого / Г. Масловский // Искусство кино. – 1984. – № 12. – С. 23-36.

Ключевое слово: фильмы

От замысла к фильму (участники съемочной группы о фильме)

По страницам печатных изданий

Похожие материалы