Поджигатели

(1988)

«Мосфильм», 1988

Режиссер А. Сурин. Автор сценария А. Криницына. Оператор Ю. Любшин. Художник Л. Свинцицкий. В ролях: Н. Федотова, Е. Сидорук, Л. Осипова, Е. Крючкова, Т. Агафонова, Л. Антонюк, В. Печников, А. Андреев, В. Варганов, Л. Великая, Н. Олейник и др.

 

Героиня фильма Саша Швец, воспитанница специального профессионально-технического училища, по существу, колонии для несовершеннолетних. Быт колонии воспитал в девочке жестокость, бесстрашие, циничное, злое презрение к слабости. После поджога штрафного изолятора совершает побег и попадает в Туркмению, где на одном из полустанков работает геологом ее бабушка - единственная и последняя надежда на понимание и сочувствие. Но бабушка, опасаясь тяжких последствий, намерена вернуть внучку в руки правосудия...

 

«Я ненавижу учиться и работать здесь». Это «ненавижу» исполнительница главной роли Наташа Федотова явно или скрыто несет в своей героине. Профессиональное чутье режиссера угадало в четырнадцатилетней московской школьнице большие возможности: в фильме девочка ведет главную и весьма трудную партию не только без сбоев, но с удивительным темпераментом и, я бы сказала, с художественной силой. Точно схваченный внешний портрет: небрежная, вразвалочку, походка, лукаво-презрительный прищур, манеры, не в пансионе для благородных девиц обретенные. <…> Картина не дает подробную биографию героини, только ближе к финалу, и то почти мимоходом, удается узнать, как попала Саша в училище. Избили со школьными подружками учительницу, грозил суд, родители пол-Москвы на ноги поставили, и вот – спецПТУ. Не птенцом неоперившимся вошла – со сложившимся уже характером, определенными наклонностями. Не формировалась здесь – утверждалась в ранее избранной жизненной программе, уверовав в абсолютную свою правоту. <…>

Алла Криницына – молодая сценаристка, А. Сурин – режиссер с немалым стажем. Их тандем оказался весьма удачным: мироощущение человека иной формации несомненно повлияло на опытного постановщика – в «Поджигателях» обнаруживаешь те качества, о которых не позволяли судить предыдущие его работы. <…>

«Полюбите нас черненькими…» Нет, фильм не заставил полюбить свою героиню. Но он сумел вызвать глубокое сочувствие к ее судьбе, к ее трагедии».

 

Игнатьева Н. Это же наши дети / Н. Игнатьева // Искусство кино. – 1989. - № 6. – С. 87 – 91.

Ключевое слово: фильмы

По местам съемок

От замысла к фильму (участники съемочной группы о фильме)

Идут съемки (по страницам местных газет)

Похожие материалы