Всего на сайте
изданий:  2976
статей:  918
Электронная библиотека
search

Господа Головлевы

(1978)

Творческое объединение «Экран», 1978.

Режиссеры: Н. Александрович, Е. Весник. Операторы: Ю. Журавлев, Е. Русаков. Художник-постановщик В. Лукьянов. Композитор Н. Будашкин. В ролях: А. Смирнов, Е. Гоголева, Б. Горбатов, В. Кенигсон, Б. Телегин, Н. Вилькина, З. Андреева и др.

Фильм-спектакль в постановке Государственного академического Малого театра Союза ССР по одноименному роману М. Салтыкова-Щедрина.

 

Спектакль «Господа Головлевы» по роману Салтыкова-Щедрина ярко, образно и с большим мастерством преподносит нам дух той эпохи, которую Н. Некрасов определил как: «Бывали хуже времена, но не было подлей».

Натурные съемки фильма-спектакля проходили в Суздале.

Режиссер Николай Александрович:

«Поскольку действие романа М. Е. Салтыкова-Щедрина происходит на территории Владимирской губернии (на это есть ссылки автора), то естественно, что досъемку «натуры» мы приехали снимать сюда в старинный Суздаль. В этом удивительном городе сохранилось много старых провинциальных зданий, церквей, монастырей, они, надеемся, помогут нам воспроизвести антураж прошлого века и сделать мягкий перевод с языка театрального спектакля на язык кино…».

Белов Ю. Со сцены – на экран / Ю. Белов // Призыв. – 1978. – 6 июля. – С. 4.

 

Режиссер-постановщик и актер Евгений Весник:

«В процессе создания спектакля по роману М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» мы долго не могли найти специфическую атмосферу дома, семьи, в которой под вуалью благополучия, лживого семейного внимания, любви к маменьке и папеньке господствовали подозрительность, неприязнь друг к другу… Подчеркнутые фарисейство или благополучие не давали должного результата: в первом случае все делались удивительно противными, во втором – нагло врущими и просто примитивными… Как-то репетицию посетил мой знакомый священнослужитель из города Судиславля (в Костромской области) и, сильно окая (как все волжане), обронил: «Все хорошо, все по книжке салтыковской, все натурально, только вот, говоря о Боге, о любви к нему, молясь, крестясь, все лицедеи твои, артисты значит, пребывают в состоянии безбожников, которым что колбаса, что Бог… Нельзя обращаться к Господу Богу поспешно, походя, невзначай, словно спешишь ручей вброд, штаны задравши, перебежать, чтобы в магазин поспеть до закрытия… Вера во Всевышнего требует покоя душевного, неторопливости, уединения. А уж если обращаешься к Богу, не забудь поднять глаза ввысь – там он, там, на небе, Бог-то! И не многословь… – И, помолчав, батюшка сказал: – К Богу, задравши штаны, не забегают. К Нему надо постепенно приближаться по золотому безгрешному мосту через текущую „речку» безбожников и позорящих род человеческий. А мост этот – ты сам и есть, если веруешь в Него!»

Атмосфера спектакля была найдена: обращения героев к Богу стали неторопливыми, превратились в своего рода многие маленькие «спектакли», прикрывавшие своей «серьезностью» и «искренностью» все очаги распрей, стяжательства и лжи, разлагавшие семью. И играла в этом «домашнем спектакле» вся семья Головлевых… И вся семья за свое фарисейство была автором и Богом уничтожена…

Спасибо батюшке. Вроде бы подсказана небольшая деталь, но именно эта деталь во многом оказалась решающей в успехе спектакля!».

Весник Е. Сцена / Е. Весник // Весник Е. Записки артиста. – М., 2009. – С. 107-120.

 

Актриса Елена Гоголева:

«Так и не получился мой «роман» с кино. Очень жаль. В последние годы я бы хотела сниматься не из-за популярности, а чтобы на дублях лучше изучить свои недостатки. Но сейчас, когда я вижу себя по телевизору, прихожу в ужас! Все мне не нравится: и я сама, и я как актриса. Порой просто хочется сразу же подать на пенсию и закончить свою творческую жизнь. Но польза от телевидения огромная. Посмотрев себя в «Головлевых», я поняла, что надо исправить моей Арине Петровне в будущих спектаклях».

Гоголева Е. На сцене и в жизни / Е. Гоголева. – М., 1989. – 296 с.

«…В семидесяти верстах от Москвы со станции на Владимирском тракте дорога повертывает на Головлево. Шагает этим проселком старший сын хозяев головлевской усадьбы. Идет Степан Владимирыч словно на Страшный суд. Ему кажется, что перед ним растворяются двери сырого подвала, что как только он перешагнет за порог этих дверей, так они сейчас захлопнутся, - и тогда все кончено… Так начинается сценарий двухсерийного цветного фильма-спектакля «Господа Головлевы», который создается на студии художественных телефильмов творческого объединения «Экран». В его основе – одноименный спектакль Государственного ордена Ленина и ордена Октябрьской Революции академического Малого театра Союза ССР, поставленный несколько лет назад народным артистом РСФСР Е. Весником и А. Юнниковым. Ныне Е. Весник выступает в качестве одного из режиссеров-постановщиков фильма. Другим является заслуженный артист РСФСР Н. Александрович. В Суздальском кремле мы встретили творческую группу, работающую над фильмом-спектаклем «Господа Головлевы».

Белов Ю. Со сцены – на экран / Ю. Белов // Призыв. – 1978. – 6 июля. – С. 4.

Фрагменты фильма, снятые на территории Суздаля.