Дынников Виктор Павлович
Виктор Павлович родился 25 октября 1939 года в городе Уральске Казахской Советской Социалистической Республики, в семье офицера. После гибели отца под Сталинградом в 1942 году остался с мамой и двумя братьями.
Виктор любил рисовать с детства, начал постигать азы живописного искусства в изостудии родного города. В 1961-1963 годы он учился на художественно-графическом факультете Краснодарского педагогического института, а в 1964 году поступил учиться в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, где занимался в мастерской монументальной живописи у народного художника СССР А. Мыльникова.
В 1970 году окончив институт, он приехал во Владимир. В своих воспоминаниях Виктор Павлович писал:
«Первые годы жизни во Владимире были временем испытания на прочность. Не было жилья, нужна была мастерская… Нужны были ясность и смысл личной творческой работы. Поисковое творчество не вписывалось в жизнерадостную систему того, что называется «Владимирской школой пейзажной живописи». Но несмотря ни на что, меня в 1977 году приняли в члены Союза художников СССР».
С этого времени он стал участвовать в выставках.
Прозванный за цыганскую внешность и бунтарский дух «Принцем Датским», художник творил вопреки встававшим на его пути канонам, придерживаясь принципа: «А что я могу сам?».
Прекрасно владея академическими навыками рисунка и живописи, он постоянно находился в поиске новых форм изображения окружающего мира. Виктор Павлович был глубоко убежден в том, что «с художником-творцом связано чудо создания, а не копирование того, что уже было создано до него».
«Любой рисунок для меня – это отображение духовной деятельности. Любая живописная работа – это мысль, выраженная в цвете. И мысль эта должна быть обязательно живой, царапающей, как с позиции пластической идеи, так и с позиции материала…Впечатления от мира получат должную визуальную форму, лишь если они внедрились в субъективные и нервные стороны личности художника, глубоко пережиты им как человеком его времени», – вот философия творчества Виктора Дынникова.
Персональные выставки Дынникова состоялись во Владимире в 1984 году, 1989 году и 2004 году.
В. П. Дынников, живописец яркого и сильного дарования, нашедший свой, особый пластический язык в современном изобразительном искусстве, умер 28 июля 2005 года.
В августе 2006 года в областном Центре изобразительного искусства прошла выставка «Сто пастелей Виктора Дынникова» – в память об ушедшем из жизни ярком владимирском художнике, преподавателе детской художественной школы, авторе книги воспоминаний о художнике Петре Дике.
По словам московского искусствоведа Натальи Давыдовой, обладая безошибочным природным вкусом и редким чувством цвета и композиции, Виктор Дынников стал новатором и созидателем собственной эстетической системы, в которой образы недосказаны и загадочны благодаря отказу от большинства деталей. После выставки «Сто пастелей Виктора Дынникова» творчеством художника заинтересовались присутствовавшие на ней гости из Москвы, после чего прошло несколько выставок в галереях столицы.
В память о Викторе Павловиче семья художника учредила стипендию имени В. П. Дынникова для лучших учеников Владимирской детской художественной школы, где преподавал художник.
25 октября 2006 года в доме на улице Чапаева города Владимира открылась мемориальная мастерская живописца.
Работы В. П. Дынникова хранятся в фондах музеев Владимира, Мурома, Александрова, Коврова, областного Центра изобразительного искусства, в частных собраниях в России, Франции, Англии, Дании, Бельгии и США.
Источники:
Календарь знаменательных и памятных дат по Владимирской области на 2009 год / Владимир. обл. универс. науч. б-ка им. М. Горького, Отдел краев. библиогр. ; сост.: М. П. Попова, Т. Б. Шестернина ; ред. Т. Б. Шестернина. – Владимир, 2008. – С. 69-72.
Дынников Виктор Павлович // 100 лет владимирской живописи : из собрания Государственного Владимиро-Суздальского музея-заповедника / Владимиро-Суздальский музей-заповедник ; [координаторы проекта: Ольга Петрова, Мария Родина ; авт. ст. Татьяна Меркулова и др.]. – Владимир : ГВСМЗ, 2018. – С. 93-109.