Всего на сайте
изданий:  2976
статей:  915
Электронная библиотека
search

Гулящие люди

(1988)

Центральная киностудия детских и юношеских фильмов им. М. Горького, 1988

Режиссер И. Гурин. Авторы сценария: В. Потейкин, И. Гурин. Оператор Е. Давыдов. Художники-постановщики: А. Попов, Б. Кузовкин. Композитор Ю. Буцко. В ролях: А. Филиппенко, А. Парра, А. Пономарев, А. Мартынов, И. Цивина, Е. Дробышева, Б. Невзоров, Г. Фролов и др.

Фильм создан по одноименному роману А. Чапыгина.

В середине XVII века на Руси было неспокойно. Церковь переживала раскол. Староверы отвергали реформы патриарха Никона. В связи с началом чеканки медных денег в Москве вспыхивает «медный бунт». Один из зачинщиков бунта - сын московского стрельца Семен Лазарев - вынужден бежать, в результате чего он оказывается в войске предводителя крестьянского восстания Степана Разина.

Съемки некоторых эпизодов фильма проходили в Суздале.

Режиссер Илья Гурин:

«Роман объемный, многоплановый, дающий широкую картину жизни России XVII века. Для экранизации была взята лишь основная линия романа, связанная с судьбой его главного героя, тесно соприкоснувшейся со многими переломными событиями сложного, неспокойного в истории России XVII столетия. Это время народных бунтов, церковного раскола, годы крестьянской войны. Герой романа Чапыгина  и нашего фильма, стрелецкий сын Семен, это лицо вымышленное. Но, думается, он вобрал в себя черты целого поколения молодых людей той эпохи. Есть в фильме и многие исторические персонажи – патриарх Никон, Степан Разин, соратником которого становится наш герой. На главную роль в этом фильме мы пригласили Андрея Пономарева, студента 4-го курса Ленинградского института театра, музыки и кинематографии. Основные женские роли в фильме играют выпускницы Щукинского училища Елена Дробышева и Алла Миронова, а также актриса Академического театра имени Моссовета Ирина Цивина. Из них только Дробышева уже снималась в кино. И режиссерская группа, и директор картины, оператор, художник – с «России молодой». Декорации и эскизы к фильму делал Александр Попов, очень опытный художник, хорошо знающий эпоху. С оператором Евгением Давыдовым мы снимаем уже седьмую или восьмую картину. В общем, коллектив сложившийся, дружный и, главное, очень увлеченный новой работой».

 Жеребенков Е. Гулящие люди / Е. Жеребенков // Советский экран. – 1988. – № 5. – С. 6-7.

 

«В «Гулящих людях» Суздаль будет Москвой XVII века, частично, с одной стороны. С другой – он изобразит Коломну того времени и немножечко Ярославль. Короче говоря, у нас в картине есть и Коломна, и Ярославль, и Москва; и всем понемножечку будет Суздаль, потому что, как вы знаете, нигде приметы старины так не сохранены - с большой искренней любовью, как в Суздале. И должен сказать, что я, каждый раз попадая в Суздаль, испытываю трепетное чувство погружения в историю».

 Белов Ю. «Гулящие люди» / Ю. Белов // В главной роли Суздаль / Ю. Белов. – М., 2006. – С. 165-168.

«Новый год начался натурными съемками двухсерийного цветного художественного фильма «Гулящие люди» по одноименному историческому роману советского писателя А. Чапыгина. Позади работа в павильонах, на натурных площадках Москвы, Костромы и других мест. В Суздале московские кинематографисты используют подлинные памятники архитектуры XVI-XVII веков, а также декорации, созданные по эскизам художника-постановщика Бориса Кузовкина. Это «Дом целовальщиков» возле Спасо-Евфимиева монастыря, «московский кремль» с мостом через «Москву-реку» (возле Покровского монастыря), «коломенский кремль», «Иверский монастырь» и даже… «кладбище» в районе Главного туристического комплекса».

 Белов Ю. «Гулящие люди» / Ю. Белов // Суздальская новь. – 1988. – 20 января. – С. 4.

Фрагменты фильма, снятые на территории Суздаля.