Всего на сайте
изданий:  2976
статей:  918
Электронная библиотека
search

Минин и Пожарский

(1939)

«Мосфильм», 1939

Режиссеры: В. Пудовкин. Автор сценария В. Шкловский. Оператор А. Головня. Композитор Ю. Шапорин. В ролях: А. Ханов, Б. Ливанов, Б. Чирков, А. Горюнов, В. Москвин, С. Комаров и др.

 

Начало XVII века. Уже шестой год русская земля под игом интервенции. Осенью 1610 года польские паны обманом захватили Кремль и пытались прорваться на север Руси. Повсюду вспыхивали восстания. Освободительное движение возглавили нижегородский купец Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский.

 

В фильме отображены некоторые эпизоды из жизни Дмитрия Михайловича Пожарского, нашего земляка. В роли Пожарского - Б. Ливанов.

Режиссер Всеволод Пудовкин:

«Мы вместе с оператором Головней и художниками Ефимовым и Уткиным, работая над эскизами декораций, костюмов, старались окружить себя живым XVII веком. Огромную помощь нам в этом оказали академики В. Лебедев и В. Пичета и историк Н. Протасов. В плане постановочном нам предстоит снять три особо сложных и трудных объекта: грандиозный пожар Москвы, сожженной поляками дотла; сцену на площади Нижнего Новгорода и знаменитую речь Минина; финальный бой под Москвой. Очень большие задачи приходится разрешать художнику фильма А. Уткину, который должен воссоздать образцы материальной культуры XVII века. И большие архитектурные постройки, вроде нижегородской Соборной площади, и мельчайшие детали бытовой обстановки крестьянской избы тщательно продумываются совместно с консультантами-историками. Будет построена часть Сретенской улицы Москвы и древние Сретенские ворота. Большой макет даст зрителю представление об общем виде Москвы XVII века. Заключительная сцена развертывается на Красной площади, у старых Спасских ворот, окруженных тогда бастионами и широким рвом. Творческое воображение художника, соединенное с тщательностью исторического анализа, дало свой результат – некоторые эскизы Уткина уже сейчас приобретаются Историческим музеем, как экспонаты-иллюстрации.

Следующим периодом работы было создание живых актерских образов. Иконографического материала, связанного с эпохой, было мало. Тем ответственнее и труднее оказались поиски гримов. Так, например, художник-гример Порозов только после долгой работы нашел внешний облик Минина. У нас сохранилось около десятка фотографий-проб, по которым видно, как изменялись длина, форма и цвет бороды Минина.

Мы боялись всего бутафорского, нарочитого в костюмах, гриме, декорациях. Художники и оператор добивались того, чтобы, глядя на экран, зритель верил и в медный шлем и в тяжелый щит».

 Пудовкин В. Фильм «Минин и Пожарский» / В. Пудовкин // О себе и своих фильмах. Кинокритика и публицистика. Т. 2 / В. Пудовкин. – М., 1975. – С. 72-83.

 

Автор сценария В. Шкловский:

«Знать надо много и не спеша использовать то, что узнал. Очень важно удалять ненужное, не давать себе пощады… Ввиду того, что в работе над сценарием я часто уходил в сторону, он оказался у меня в двух сериях, а снят был в одной. Это не могло не сказаться на качестве фильма».

 Исторический фильм // История советского кино. Т. 2. 1931 – 1941. – М., 1973. – С. 228-254.

«На лесной дороге проезжающий нижегородский торговец Кузьма Минин подбирает еле живого, израненного крепостного крестьянина Романа. Последний, узнав о том, что Москву захватили «ляхи», бежал от своего хозяина стольника Григория Орлова и сейчас идет в столицу для борьбы с врагом. Так начинается новый фильм о великих патриотах русской земли Минине и Пожарском, который демонстрируется сейчас в кинотеатре «Художественный». В основу этой картины положен материал повести В. Шкловского «Русские в начале XVII века». Фильм, несмотря на некоторую длинноту, на всем протяжении смотрится с неослабевающим интересом. Этот фильм лишний раз говорит о том, что русский народ непобедим, когда он борется за свою великую родину».

 Щеголев Д. «Минин и Пожарский» / Д. Щеголев // Призыв. – 1940. – 16 февраля. – С. 4.