Всего на сайте
изданий:  10246
статей:  1150
Электронная библиотека
search

Орда

(2011)

«Православная энциклопедия», 2011

Режиссер А. Прошкин. Сценарист Ю. Арабов. Оператор Ю. Райский. Художник-постановщик С. Февралев. Композитор А. Айги. В ролях: М. Суханов, Р. Хайруллина, И. Дакаяров, А. Яценко, В. Хаев, А. Егоров, Ф. Львов, А. Панин и др.

 

1357 год, Московское княжество. Эпизод из жизни Алексия, митрополита Киевского и всея Руси, – его поездка в столицу Золотой Орды Сарай с намерением излечить мать хана Джанибека Тайдулу от слепоты.

Фильм снимали во Владимирской области, Астраханской и в павильонах «Мосфильма». Было сшито больше тысячи исторических костюмов. На юге Астраханской области построили не просто декорации, а настоящий город – золотоордынскую столицу Сарай. Фрагмент Москвы возвели во Владимирской области под Вязниками.

Режиссер Андрей Прошкин:

«Рабочее название «Святитель Алексий» было скорее обозначением темы. В итоге фильм называется «Орда», что наилучшим образом совпадает со смыслом картины, поскольку мы снимали не байопик — не фильм-биографию. Инициатива исходила от студии «Православная энциклопедия», и поначалу я встречался с ее продюсерами в абсолютной уверенности, что ничего не выйдет — ведь я не религиозный художник. Но мне понравилось, как пошел наш разговор. Когда я дал понять, что сам — ни за белых, ни за красных и что елейные вещи делать не умею, поскольку это вообще не функция кино, со мной согласились. К тому моменту уже был готов не очень удачный и абсолютно неподъемный сценарий, но мне удалось этой идеей увлечь Юрия Арабова, который взялся за работу и в итоге создал совершенно новый материал.

Действие картины в основном происходит в Золотой Орде, и именно ее историю мы изучали в первую очередь. Очень много читали. «Православная энциклопедия» — не только киностудия, но, прежде всего, научная организация, с которой сотрудничает колоссальное количество ученых — историков и богословов. В качестве консультанта нам предоставили хорошего специалиста. Но поскольку сохранившиеся сведения о том времени обрывочны, кое-что пришлось додумывать и самим. Самыми полезными для нас оказались воспоминания путешественников, которые там бывали. Я читал даже дипломатическую переписку Орды, в которой обнаружил несколько интереснейших вещей, глубинно перекликающихся с сегодняшней ситуацией, с психологией нашего общества. Нам с Юрием Арабовым это показалось крайне интересным. Ведь что бы ты ни снимал, невольно транслируешь это на себя и на сегодняшний день.

«Орда» — не историческая картина в прямом смысле этого слова. Мы не пытались дотошно реконструировать то, что происходило когда-то. Доля фантазии в создании изображенного мира довольно высока. Так, события фильма происходят в 1357 году, но мы намеренно не заостряем на этом внимания, поскольку попытались выйти на территорию мифа, что естественно для картины, сюжет которой взят из Жития святого». 

Прошкин А. «В Суханове нет елея» / А. Прошкин // Культура. – 2012. – 3-9 февраля. – С. 7.

 

«Для съемок требовалось найти пейзаж, напоминавший местонахождение Москвы, – на берегу реки. В самой столице все давным-давно застроено. Поэтому в поисках подходящего места мы объездили ближнее и дальнее Подмосковье, побывали в Новгороде Великом и Новгороде Нижнем. Однако Владимирская область, Вязниковский район подошли больше всего. В вашей области, во всяком случае, на первый взгляд, не ощущается какого-либо упадка. Мне невероятно нравятся здешняя земля, природа, очень симпатичные и доброжелательные люди!». 

Фролов Н. Возле Вязников строят Москву / Н. Фролов // Призыв. – 2010. – 21 июля. – С. 26-27.

 

Актриса Роза Хайруллина:

«Роль Тайдулы ко мне очень долго шла, а затем надолго во мне «поселилась». Тайдула – не совсем человек. Она – степь, ветер, животное... Я так ее и играла – нечеловеческими средствами. Если говорить об органе чувств, то я играла нюхом – ведь Тайдула все нюхает. В финале моя героиня, к которой возвращается зрение, скачет на коне в степь. Умирать». 

Хайруллина Р. «Мне для признания нужно было прожить жизнь» [Электронный ресурс] / Р. Хайруллина // Новые известия : [официальный сайт]. – М., 2017. – URL: http://www.newizv.ru/culture/2012-07-25/167026-aktrisa-roza-hajrullina.html (23.01.2017).

 

 

Художник Сергей Февралев:

«Я знал, что Роза сыграет лучше всех. У нее была роль второго плана, и она работала на площадке всего 9 съемочных дней из 70. За это время она сделала своего персонажа главным. Режиссер Андрей Прошкин по моей рекомендации пригласил Розу. Помню, он в одном из интервью сказал про нее: «Это человек, который может пойти на любую крайность ради творчества». Кстати, Розу не хотели утверждать на роль ханши из-за внешности. Продюсер говорил, что нужна монголоидная. Но я уверил, что Роза и без того отлично сыграет. Так и вышло». 

Уханова Е. Самарская актриса Влада Филиппова: «Моя подруга Хайруллина чем-то на Раневскую похожа» [Электронный ресурс] / Е. Уханова // Комсомольская правда : [официальный сайт]. – М., 2017. – URL: http://www.kp.ru/daily/26057.4/2967586 (23.01.2017).

«Правый возвышенный берег Клязьмы близ небольшой деревеньки Щекино Вязниковского района, рядом с городищем древнего Ярополча, последние полтора месяца является рабочей площадкой для специалистов «Мосфильма» и целой бригады строителей. С начала июня они устанавливают там декорации, призванные изобразить Московский Кремль середины XIV столетия. На зеленом лугу, который круто сбегает вниз к реке, уже выросли высокие деревянные крепостные стены с бойницами и проездными воротами, увенчанные островерхими тесовыми кровлями башни, терема и избы с резными петухами на коньках крыш. В этом словно из сказки появившемся средневековом городе будут проходить съемки художественного фильма «Святитель Алексий» - о митрополите московском Алексии (Плещееве). Колоритная личность этого выдающегося иерарха и государственного деятеля, игравшего ведущую роль в политике великого княжества Владимирского на протяжении почти четверти века, вдохновила столичного режиссера Андрея Прошкина на создание исторической картины.

Дорогу на съемочную площадку, расположенную примерно в 10 километрах восточнее Вязников, даже человеку приезжему отыскать нетрудно. Неподалеку от села Пировы-Городищи съезд с асфальта на грунтовку обильно подсыпан свежей щебенкой. На радость местным дачникам, машины киносъемочной группы прокатали там целое шоссе. В чистом поле разместился полевой лагерь отечественной «фабрики грез» - десятки легковых и грузовых автомобилей, армейские палатки. Рядом горы реквизита – колесные повозки, кадушки, корзины. Рядом воссозданная на вязниковской земле первопрестольная. Над ее сооружением кропотливо трудились более трех десятков художников, бутафоров и декораторов из Москвы, Санкт-Петербурга и Твери. Центральное место в «городе» занимает «белокаменный» храм. Издали он выглядит как настоящий. Правда, подойдя чуть ближе, замечаешь, что возведен он из необструганных бревен и горбыля, а снаружи обшит фанерой, зашпаклеван и выкрашен наподобие каменного. К тому же у него всего… три стены.

Съемки близ Вязников продлятся не более двух недель. Среди жителей Вязниковского района ассистенты режиссера уже провели своеобразный кастинг, набирая непрофессиональных исполнителей для массовки. При этом отдавалось предпочтение тем, чей облик более схож с типажами 650-летней давности, в частности, имеющий усы и бороду.

На днях в поле у деревни Щекино начнутся горячие съемочные дни, хотя и сегодня там стоит настоящее пекло, и работу киногруппы в полном смысле слова можно назвать героической. Центральное место на площадке у новосозданной «Москвы» занимают бочки-водовозки, которые пользуются особой популярностью. Впрочем, творчеству даже небывалый зной не помеха, а в полевом лагере никто из киношников не живет. Они занимают мотели и гостиницы в окрестностях по нижегородской трассе». 

Фролов Н. Возле Вязников строят Москву / Н. Фролов // Призыв. – 2010. – 21 июля. – С. 26-27.

Видеофрагменты фильма, снятые на территории Вязниковского района Владимирской области.

В рамках акции «За кадром» житель города Владимира Дмитрий Артюх предоставил фотографии со съемочной площадки.

Автор фотографий вспоминает: «Съемки фильма проходили летом и осенью 2010 года. Москву XIV века снимали... под Вязниками, близ деревни Щукино, на крутом косогоре над Клязьмой. Здесь плотниками был построен настоящий деревянный город — башни, терема, собор. Здесь снималась сцена прибытия татарских послов в Москву, их разговор с князем Иваном Красным, уговоры митрополита, сцена проводов Алексия в Орду. В массовке были задействованы жители Вязников.

Вот как выглядели вязниковские декорации к фильму в сентябре 2010 года».

В рамках акции «За кадром» Ирина Трофимовна Арефьева предоставила фотографии декораций улиц и двориков старой Москвы со съемочной площадки.