Всего на сайте
изданий:  2977
статей:  918
Электронная библиотека
search

Золотой теленок

(1968)

«Мосфильм», 1968

Режиссер и автор сценария М. Швейцер. Оператор С. Полуянов. Художник-постановщик А. Фрейдин. Звукорежиссер В. Попов. Композитор Г. Фиртич. В ролях: Н. Боярский, С. Юрский, Л. Куравлев, З. Гердт, Е. Евстигнеев, М. Кокшенов, К. Воинов и др.

 

По одноименному роману Ильи Ильфа и Евгения Петрова. «Великий комбинатор» Остап Бендер с детства мечтает о Рио-де-Жанейро. Ему известно множество способов «сравнительно честного отъема денег у граждан». Но — где же в Советской России найти гражданина, обладающего хотя бы полумиллионом рублей? И вот подпольный миллионер, выдающий себя за скромного служащего на нищенском жалованьи, найден. И должен сам принести деньги Остапу «на блюдечке с голубой каемочкой». Как же великий комбинатор добьется этого? Сбудется ли мечта его детства?

В 1966 году Михаил Швейцер и Софья Милькина приступили к съемкам фильма в Юрьев-Польском районе.

«Натурные, как и павильонные, съемки «Золотого теленка» часто бывали подчинены важным задачам трактовки, а то и воссоздания литературной ситуации. Можно бы слетать за примером в развеселую киноэкспедицию – в старинный Юрьев-Польской, в патриархальный по облику поселок Симу, туда, где с выдумкой и озорством снимали этапы знаменитого автопробега. В Симе, по-хозяйски расположившись на дощатой трибуне, Бендер надсаженным на митингах ораторским голосом предрекал жителям лучезарное автомобильное будущее».

Рыбак Л. Как рождались фильмы Михаила Швейцера / Л. Рыбак. – М., 1984. – С. 21.

Режиссер Михаил Швейцер:

«О чем, о ком я ставлю фильм? Да о себе, о своей жизни, вот в чем дело!.. О себе – каким бы я хотел или не хотел быть. И вообще, все мы делаем картины о себе, и это есть, сказать по совести, полная формула творческого замысла режиссера. А на каком материале – по книге, по оригинальному сценарию, по автобиографии, по разным связям собственной жизни с привлекаемой литературой – это труднораспознаваемый предмет, его сразу не схватишь, вот в чем дело!..»    

Мусский И. «Золотой теленок» / И. Мусский // Сто великих отечественных кинофильмов / И. Мусский. – М., 2006. – С. 314-317.

«Когда начинаешь смотреть фильм глазами зрителя, вместе с ним мучительно ощущаешь затянутость отдельных сцен, вялость, недовыраженность некоторых эпизодов. В целом же испытываешь чувство удовлетворения, граничащее со счастьем, оттого, что труд твой не напрасен, он радует и чему-то учит людей».                                

Швейцер М. Отчего смеются, почему грустят? / М. Швейцер // Советский экран. – 1969 . – № 1. – С. 15.

«Ильф и Петров написали очень смешную и очень серьезную книгу… Картина получилась не очень смешная, скорее грустная. Что ж, повеселимся в другой раз».

Гейзер М. Не очень веселый фильм / М. Гейзер // Зиновий Гердт / М. Гейзер. – М., 2012. – С.179-187.

 

Михаил Швейцер и Софья Милькина:

«Учитывая пожелания кинозрителей и осмотрев ряд старинных русских городов, мы предпочли выбрать этот город. Потому что он очень напоминает описанный в романе город Арбатов. Юрьев-Польский – русский, старинный город, с земляным валом, с музейными монастырями, церковными куполами, с уютными маленькими улочками очень фотогеничен и сам просится на экран. Его окрестности, дороги, ведущие в села, очень похожи на те места, по которым экипаж знаменитой «Антилопы-Гну» совершал свой автопробег».

Гофман А. Снимается фильм «Золотой теленок» / А. Гофман // За коммунизм. – 1967. – 3 июня. – С. 4.

Актер Сергей Юрский:

«Мы ехали снимать сцены в заштатном городе Арбатове и дальнейшее путешествие Остапа Бендера с компанией по центральной России. Знаменитый режиссер Михаил Швейцер «пробил» разрешение снимать обожаемый народом, но в те годы полузапрещенный роман Ильфа и Петрова «Золотой теленок». Дело было летом 67-го года, а на экране нам надо было изобразить тридцатые или даже двадцатые годы. Никаких проблем – в этих местах Владимирской области, казалось, ничего не изменилось с XIX века. Обветшало только. Церкви без крестов, облупившийся, ничем не торгующий гостиный двор, покосившиеся домишки, дырявые заборы, пыль, а после дождя непроходимые лужи.

Город назывался Юрьев-Польский. Город старинный и красиво расположенный, но забытый Богом, начальством и коммунальными службами. Гостиница была ужасна. Швейцер и Соня Милькина, его жена и сорежиссер, вместе со штабом съемочной группы вынуждены были поселиться в этом отеле. Нас – артистов – распределили на постой в частные домики на соседних улицах. Жить нам предстояло в Юрьев-Польском месяца полтора-два. Я абонировал апартамент из одной маленькой комнаты в деревянном домике. Хозяина звали Кузьмич.

На Кузьмича, если захотите, можно взглянуть. Я позвал его, и он записался сниматься в массовых сценах нашего фильма. Ему даже дали сольный выход. Если будете смотреть «Золотого теленка», обратите внимание – первое появление в фильме Зиновия Гердта – Паниковского. Идет Паниковский, прихрамывая и почесываясь, по городу Арбатову (то есть Юрьеву-Польскому). Навстречу ему идет местный мужик с пустым ведром – плохая примета. Гердт в сердцах плюет в ведро. Так вот, мужик с ведром и есть мой Кузьмич».

Юрский С. Вспышки: [главы из книги] / С. Юрский // Октябрь. – 2001. – № 10. – С. 130-132.

 

Актер Зиновий Гердт:

«Ролан Быков должен был играть Паниковского в «Золотом теленке». Сняли пробу, очень хорошая была проба. Швейцер позвал меня ее посмотреть, попросил по дружбе подбросить идей на тему образа. Ролан – Паниковский мне очень понравился, я увлекся, стал фантазировать, показывать, что и как можно сыграть. «Ну-ка, давай мы и твою пробу сделаем», - сказал Швейцер. И кончилось тем, что Паниковского сыграл я».

Гердт З. Люблю читать стихи людям / З. Гердт // Советский экран. – 1975. – № 24. – С. 14-15.

 

Михаил Швейцер:

«Как только Зяма вышел на съемочную, сел, вздохнул, начал кряхтеть, мне стало ясно, что это не просто актер, который подходит на роль Паниковского, а нечто взятое прямо из жизни. Он был немедленно утвержден на роль».

Гейзер М. Не очень веселый фильм / М. Гейзер // Зиновий Гердт / М. Гейзер. – М., 2012.

«В Юрьев-Польском районе съемки продолжаются уже не первый день. Вот такой интересный эпизод произошел в Симе, где снималась сцена, в которой Остап удирает от преследователей, узнавших, что он аферист. В этот день пришлось делать десять дублей, десять раз Юрский прыгал в автомашину на ходу, десять раз переносили тяжелую осветительную аппаратуру. Жители села увидели, как сложна, трудна профессия работника кино…Юрьев-Польский «гримируют» под город Арбатов. Снимают антенны с крыш, появилась грязь на площади, аляповатые арки».

Бродов В. Снимается кино / В. Бродов // Комсомольская искра. – 1967. – 28 мая. – С. 3.

 

«С середины мая центральная часть города Юрьев-Польского приобрела не совсем обычный вид. На здании гостиницы появилась большая вывеска «Арбатовский райисполком». Вместо витрин - броские, старомодные киноафиши. С утра центральные улицы оглашают слова, произносимые из рупоров: «Внимание! Приготовиться! Камера! Начали!». Остап Бендер – герой фильма «Золотой теленок» - начал свои похождения. Вот что говорит режиссер фильма Михаил Швейцер: «Мы очень волновались, сумеем ли набрать нужное количество людей для участия в массовых сценах. Ведь предстояло снимать эпизоды, в которых участвуют около ста и даже триста человек. И тут большую помощь оказали нам местные партийные органы, руководители предприятий и учреждений. Активное участие в съемках приняли хор ветеранов труда, коллектив духового оркестра клуба фабрики «Авангард» (руководитель С. Молев). Тепло и радушно встретила нас председатель Симского сельского Совета А. Медведева. Село Сима имеет некоторое сходство с городком Лучанском, где участники автопробега делают остановку. В перерывах между съемками сотрудники «Мосфильма» получали большое удовольствие, слушая выступление художественной самодеятельности Симского Дома культуры».

Гофман А. Снимается фильм «Золотой теленок» / А. Гофман // За коммунизм. – 1967. – 3 июня. – С. 4.

Фрагменты фильма, снятые в Юрьев-Польском районе Владимирской области, а также фрагменты из документальных фильмов «Золотой теленок. С таким счастьем - и на экране» (реж. К. Голенчик, 2015) и «Тайны советского кино. Золотой теленок» (реж. М. Володин, 2013).

Фото из личного архива семьи Кирилловых, предоставленные в рамках акции «За кадром».

Валерий Васильевич Кириллов, автор фотографий, не только очевидец, но и участник съемок фильма «Золотой теленок». Во время съемок фильма он работал в клубе, играл в оркестре. Когда снималась сцена автопробега, музыкантов из оркестра, среди которых был и автор фотографий, пригласили участвовать в этом фильме.