Метель
«Мосфильм», 1964
Режиссер и авт. сценария В. Басов. Оператор С. Вронский. Художник-постановщик Е. Куманьков. Композитор Г. Свиридов. В ролях: О. Видов, В. Титова, Г. Мартынюк, Н Бурляев и др.
По одноименной повести А. С. Пушкина из цикла «Повести Белкина». Романтическая история о русской женщине, русских гусарах, безумной любви и ужасной русской метели, непредсказуемо смешавшей несколько человеческих судеб.
Для съемок были выбраны старинные Суздаль и Псков. Спокойная и величавая, истинно древнерусская краса этих городов – не просто фон, на котором разворачиваются события фильма. Он как бы создает им аккомпанемент.
Почти все сцены «Метели» сняты на фоне суздальских пейзажей и на суздальских улицах. Съемки проходили в Покровском соборе Покровского женского монастыря, «Дом Собакина» и «Крыльцо Григория Грязного» поставили возле Архиерейских палат. Венчание Марьи Гавриловны с Бурминым проходило в Никольской церкви около кремля.
Мастерство оператора С. Вронского позволило показать прелесть русского пейзажа, неповторимую красоту старинной архитектуры Суздаля. Все это было снято со вкусом.
«В полях под городом Суздаль происходят странные вещи. Только стемнеет, и уже ревут ветродуи: четыре «вертолета» стоят на снегу и поднимают бешеной силы ветер. Суетятся люди в унтах и куртках – форма полярных летчиков, а из автобуса выходит в легких туфельках прямо в снег стройная белокурая девушка со шкатулкой в руках, в теплом капоте, сшитом по моде 1812 года, и бежит к саням. Там нетерпеливо топчется кучер Терешка, и беседует с конюхом Володей, который привез из Владимира на съемки «Метели» лошадей, и дает актеру наставления, как сделать тройку послушной».
Дмитриева Н. «Метель» после «Тишины» / Н. Дмитриева // Смена. – 1964. – № 11. – С. 30-31.
Режиссер Владимир Басов:
«Мне давно хотелось поставить «Метель» Пушкина. …Широкий формат, цвет помогут нашему съемочному коллективу проследить рождение чувства, показать, как можно дольше и подробней на экране неторопливую, но полную глубокого внутреннего содержания жизнь современников Пушкина. Хочется сделать истинно русскую картину, снять русскую землю, чтобы фильм был симфонией России, ее движения, прогресса».
Дмитриева Н. «Метель» после «Тишины» / Н. Дмитриева // Смена. – 1964. – № 11. – С. 30-31.
«Всегда искавший в экранизируемых им произведениях что-то неожиданное в повороте сюжета, в характере героев, Басов поставил картину о превратностях судьбы, о жизни, в которой порой происходят столь фантасмагорические вещи. А еще он ставил фильм о красоте чувств, на которую иногда способны люди. Владимир Басов говорил: «А что, если в наш век, когда мы почти уже утратили способность рыдать от несчастной любви и падать в обморок от счастья, возродить чувствительные нравы пушкинской поры?». Он говорил о своем фильме: «В «Метели» меня привлекла возможность перенести на экран неторопливую, но полную глубокого внутреннего содержания жизнь современников Пушкина. Волновала чистота и прозрачность, мягкий лиризм пушкинского слога, непридуманность событий, о которых повествуется с глубоким раздумьем и легкой грустью. Фильм снимался цветным, широкоформатным, и все богатство средств кино мы старались подчинить главной цели – создать своеобразную симфонию о России».
Богданова Л. Владимир Басов. В режиссуре, в жизни и любви / Л. Богданова. – М., 2014. – С. 168-171.
Композитор Георгий Свиридов:
Вот как излагал историю создания музыки к «Метели», ставшей, по существу, его визитной карточкой, сам Георгий Васильевич: «Когда меня отовсюду выгнали (с должности в Союзе композиторов) и не на что было жить, Эльза (жена) вынудила меня писать для кино. Я тогда на нее очень ругался: «Это ты заставляешь писать меня эту ерунду!» Потом, после того как фильм пошел, стали вдруг приходить письма, где меня благодарили за музыку, от разных людей, с самых разных мест».
Георгий Свиридов в воспоминаниях современников. – М., 2006. – С. 560-562.
«Метель» - тринадцатый фильм, который ставит Владимир Басов. Кадры фильма перенесут нас в 1812 год, в поместье доброго Гаврилы Гавриловича. Картины природы с неяркими пейзажами, но трогающими сердце, помогут авторам раскрыть основную идею фильма.
Хотя на небе не было ни облачка, метрах в ста от нас бушевала настоящая метель, созданная ветродуями. Идет съемка очередного эпизода…
Владимирцы в фильме. Да-да не удивляйтесь, и они займут свое место. В фильме снимется наездник госконюшни Владимир Иванович Фомин, т. к. не обойтись здесь без русской тройки. Многие кадры будут сняты с воздуха и вертолет поведут владимирские пилоты».
Мухина Л. Гимн верности, искренности, красоте / Л. Мухина // Призыв. – 1964. – 7 марта. – С. 4.
«Суздаль. На заборах весело бьются пестрые афиши: «Приглашаются желающие принять участие в съемках фильма «Метель». Да, и на этот раз удивительная красота и своеобразность Владимирского ополья привлекли к себе съемочную группу «Мосфильма». Режиссер В. Басов нашел, что каменная симфония суздальских ансамблей наиболее сходна со строками пушкинской повести. Идем на съемочную площадку. Здесь над заросшей кувшинками речкой Каменкой видим барский дом. Сегодня снимается эпизод «Приезд Бурмина». Его роль исполняет Г. Мартынюк».
Мочалов А. «Метель» в Суздале / А. Мочалов // Комсомольская искра. – 1964. – 21 июня. – С. 4.
«Многие жители этих мест волею судеб стали артистами, а работники ВНИИССа помогли создать искусственный снег, так что их можно назвать в какой-то мере даже творцами фильма. И вот, наконец, «Метель» - на экранах кинотеатров областного центра…».
Родина Л. «Метель» / Л. Родина // Призыв. – 1965. – 28 октября. – С. 4.