Всего на сайте
изданий:  2976
статей:  916
Электронная библиотека
search

Странные люди

(1969)

Киностудия имени М. Горького, 1969

Автор сценария и режиссер В. Шукшин. Оператор В. Гинзбург. Художник-постановщик И. Бахметьев. Композитор К. Хачатурян. В ролях: Е. Евстигнеев, В. Санаев, Л. Федосеева-Шукшина, С. Никоненко, Е. Лебедев, Л. Соколова и др.

 

Фильм состоит из трех новелл по рассказам Василия Шукшина — «Думы», «Братка», «Роковой выстрел». Герои — чудаки, «странные люди», живущие в деревне, не всегда удобные для окружающих, но обладающие богатым внутренним миром.

 

 

Натурные съёмки проводились в сёлах Порецкое и Мордыш Суздальского района Владимирской области.

 

В 2014 году на Суздальской земле в селе Мордыш, где снимали  «Странных людей», был установлен памятный знак в честь съемок Василием Шукшиным этого фильма, а рядом с ним были посажены кусты калины красной, которую так любил Василий Макарович.

 

Оператор Валерий Гинзбург:

«Мы начали съемки в отличном настроении. Вскоре пришло известие – у Василия Макаровича родилась вторая дочь. Он ходил счастливый. Натура, выбранная вокруг Владимира, настраивала на поэтический лад. Шукшин был постоянно в окружении главных исполнителей - актеров Евгения Лебедева, Всеволода Санаева, Сергея Никоненко. Он все время дописывал сценарий, находя все новые и новые краски.

Однажды в свободный от съемок день мы с Василием Макаровичем гуляли по Владимиру и зашли в магазин грампластинок. Продавался большой комплект с записями Шаляпина. Шукшин тут же его купил. В гостинице мы раздобыли проигрыватель, и Шукшин, забрав его, ушел к себе в номер. Вскоре у меня раздался телефонный звонок, Василий Макарович очень взволнованным голосом попросил спуститься к нему. Он весь был во власти песни «Жили двенадцать разбойников» в исполнении Федора Шаляпина».

Гинзбург В. Ученическая тетрадь в коленкоровом переплете / В. Гинзбург // О Шукшине. – М., 1979. – С. 220-221.

 

Актер Евгений Лебедев:

«Помню, съемки первой новеллы фильма «Странные люди» шли под Владимиром. Приехав туда, я увидел, что раскладывают рельсы для тележки с камерой, ставят свет, готовят аппаратуру и так далее. В стороне лежали бревна, на них сидело много деревенских старух. Это меня удивило. «Откуда же, - подумал я, - в картине сцена со старухами? Я знаю первую новеллу, там не должно быть такого эпизода…» А Шукшин спрашивает что-то у женщин, они подробно отвечают; видно, что сразу нашел с ними общий язык – помогла «деревенская основа». Там же, под Владимиром, заметил я интересную деталь: окружение мое на съемочной площадке было не из актеров. Василий Макарович снимал будущего актера, будущего режиссера, шофера, каких-то людей из Сибири, «подлинного» старика в валенках и с клюкой из ближней деревни».

Лебедев Е. Чувствовал он человека / Е. Лебедев // О Шукшине. – М., 1979. – С. 239-241.

 

Актер Евгений Лебедев:

«Снимали под Владимиром. Я оделся в костюм Броньки Пупкова. Одевали на мою голову шапку, фуражку - все не годилось. И тут я вспомнил, что у меня была нейлоновая заграничная шляпа. Шукшин мне говорит: «Покажи». Я принес, надел. «Вот оно то самое и есть». В этой шляпе я собирался ловить рыбу и никак не думал, что она пригодится мне для роли Броньки Пупкова.

Лебедев Е. Несыгранная роль / Е. Лебедев // Лебедев Е. Испытание памятью. – Л., 1989. – С. 162-163.

 

Актриса Нина Сазонова:

«У Шукшина я готова была играть даже самую маленькую роль, крохотный эпизод, реплику. С радостью приняла его предложение сыграть роль жены председателя колхоза в новелле «Думы», вошедшей в фильм «Странные люди». Вообще эта новелла представляется мне кинематографическим шедевром, где истинно шукшинское выразилось с наибольшей полнотой. В каждой фразе, в каждом слове здесь воистину судьба человеческая».

Сазонова Н. В каждом слове – судьба человеческая / Н. Сазонова // О Шукшине. – М., 1979. – С. 282-283.

 

Автор сценария и режиссер Василий Шукшин:

«Фильм «Странные люди» не принес мне удовлетворения. Я бы всерьез, не сгоряча назвал бы его неудачей, если бы это уже не сделали другие. Разговор со зрителем не состоялся. Фильм плохо смотрели, даже уходили. Так работать нельзя. Это расточительство. Теперь я, пожалуй, разберусь, что случилось с фильмом. Кажется, я в состоянии это сделать.

Опыт зрительских встреч с фильмом новеллистического построения равен нулю. Мое предупреждение в титрах, что это «три рассказа», не сработало. Его пропустили, скользнули глазом – и забыли. Зритель настроился на определенную историю, на определенных людей. Но едва он привык к героям первой новеллы, приготовился вникнуть во все происходящее с ними, новелла кончилась. Это было неожиданностью. Так возникло раздражение. Пока он собрался с чувствами для нового знакомства – прошла добрая половина второй новеллы.

Я сидел в зрительном зале и казнился. Я, как никогда, остро почувствовал, что зрительский опыт - великая штука. Я пренебрег им - и разговора со зрителем не получилось. Я хотел сказать в этом фильме, что душа человеческая мечется и тоскует, если она не возликовала никогда, не вскрикнула в восторге, толкнув нас на подвиг, если не жила она никогда полной жизнью, не любила, не горела. Не вышло».

Шукшин В. От прозы к фильму / В. Шукшин // Искусство кино. – 1971. – № 8. – С. 36-37.

«Летом и осенью 1968-го Шукшин с группой киностудии им. М.Горького приезжал на съемки «Странных людей» в Суздальский район, в села Порецкое и Мордыш. Порецкое стоит на высоком берегу реки Нерль, на другом берегу - заливные луга и сосновый бор. В селе до сих пор цела старая мельница, только уже без водяного колеса. Очень красивая церковь с большой площадью перед входом, здесь и снималась сцена «похорон» председателя колхоза Матвея Рязанцева.

Другие эпизоды снимали в Мордыше, в дальнем конце деревни, который местные прозвали «Сахалин» - там с бугра открывается здесь бескрайняя даль. Многие жители тогда попали в объектив кинокамеры, став без особого грима реальной массовкой для фильма. А вот желающих изобразить, как жена с мужем в бане моются, среди них не нашлось – скромные были люди.

Кроме знаменитостей - Евгений Лебедев, Всеволод Санаев, Сергей Никоненко – в «Странных людях» сыграл и еще пока не ставший звездой бывший артист Владимирского театра драмы Евгений Евстигнеев. Актеры позже вспоминали, что гуляли в свободное от съемок время по Владимиру, который Евсигнеев знал как родной. Случайно зашли в магазин грампластинок, где продавался комплект с записями Федора Шаляпина, и Шукшин сразу купил его. В старом корпусе гостиницы «Заря», где жила киногруппа, нашли проигрыватель. С ним Василий Макарович и отправился в свой номер. Густой шаляпинский бас запел: «Жили двенадцать разбойников, Жил Кудеяр-атаман...» И эта запись как родная вошла в фильм «Странные люди».

Язынин М. Василий Шукшин хотел снимать «Степана Разина» во Владимире // Комсомольская правда - Владимир. – 2014. – 25-26 июля. – С. 17.

Фрагменты фильма, снятые на территории Суздальского района - в селе Мордыш и селе Порецкое.