Всего на сайте
изданий:  2976
статей:  918
Электронная библиотека
search

Набат на рассвете

(1985)

«Мосфильм», 1985

Режиссер А. Кордон. Авторы сценария: О. Стукалов-Погодин, А. Филатов, А. Быховский, А. Кордон. Оператор Р. Веселер. Художник-постановщик Д. Богородский. Композитор Ю. Буцко. В ролях: Г. Тараторкин, И. Печерникова, В. Смирнитский, Л. Каюров, М. Левтова, Н. Рачинский и др.

В основе фильма – жизнь Сергея Васильевича Костромского, прообразом которого послужил выдающийся русский ученый В. И. Вернадский (1863-1945).

Съемки фильма велись в Ленинграде, Севастополе, Туркмении. Часть фильма снималась в Гороховце и в Вязниках.

Режиссер Аркадий Кордон:

«Для съемок нам нужен был типичный уездный город средней России. О существовании Гороховца слышали от коллег на «Мосфильме» и, приехав сюда, глянув на город из-за реки, сразу поняли – это то, что нам нужно. Мало таких городов осталось в нашей стране! Здесь памятники архитектуры создают неповторимый силуэт города XIX века. «Набат» - рабочее название картины, возможно, что в прокате он будет называться иначе. Этим словом мы хотели выразить главную идею фильма, главную мысль научных работ академика В. И. Вернадского. Исследователь живой и неживой природы, он утверждал, что человек обязан относиться к этой природе ответственно, бережно, добиваться гармонии в своих отношениях».

Харузина Н. Гороховецкие сцены «Набата» / Н. Харузина // Новая жизнь. – 1985. – 6 августа. – С. 4.

Актер Георгий Тараторкин:

«За роль академика В. И. Вернадского я взялся с большим желанием. Этот необыкновенный ученый поражает меня разнообразием, размахом своей деятельности. Здесь я даже вижу сходство его с Леонардо да Винчи. Идеи Вернадского очень злободневны, они определяют наше нынешнее существование. И в то же время обидно, что биографию ученого знают очень немногие. Так что фильм призван сыграть и просветительную роль. В работе над ролью очень помогли мне люди, лично знавшие Вернадского. Они подсказали многие «мелочи», из которых в целом и складывается образ. Сложность в том, что своего героя я изображаю на протяжении всей его долгой жизни, с юных лет и до глубокой старости. Приходится использовать довольно сложный грим».

Харузина Н. Гороховецкие сцены «Набата» / Н. Харузина // Новая жизнь. – 1985. – 6 августа. – С. 4.</span

«За время, что провела в нашем городе творческая группа киностудии «Мосфильм», наверное, все гороховчане сумели увидеть своими глазами, как снимается кино. И не только увидеть, но и принять активное участие в массовках. Кадры, снятые в Гороховце, расскажут о холерных бунтах, прошедших в России в 1886 году. Именно в это время выдающийся русский ученый, а в ту пору студент-медик, Владимир Вернадский, как и его товарищи, по зову сердца отправился в провинциальные города России, чтобы бороться с эпидемией холеры».

Харузина Н. Гороховецкие сцены «Набата» / Н. Харузина // Новая жизнь. – 1985. – 6 августа. – С. 4.</p

Воспоминания о съемках Андрея Владимировича Сисейкина, предоставившего фотографии со съемочной площадки в рамках акции «За кадром»:

«Мне довелось участвовать в съемках короткого эпизода этого фильма. Я тогда был маленьким мальчиком. Ехал в телеге с артистом Борисом Битюковым. А гримировали меня вместе с актером, играющим главную роль – Георгием Тараторкиным. Мне очень хорошо запомнилось, что на обеденный перерыв всех гороховчан, занятых в фильме, отпускали прямо в выданных костюмах и в гриме. И днем в старинном городе Гороховце, на удивление туристам, жители гуляли в костюмах XIX века! Съемки этого фильма проходили не только в Гороховце, но и в Вязниках, хотя для массовых сцен туда возили гороховчан».

Воспоминания о съемках Надежды Сергеевны Пановой, предоставившей фотографии со съемочной площадки в рамках акции «За кадром»:

«Летом 1985 года в газете «Новая жизнь» появилось объявление о том, что в Гороховце будет проводиться съемка фильма «Набат». Через некоторое время в городе стали появляться машины с надписями «съемка фильма», а за рекой появились домики, имитирующие поселок. По городу развесили объявления о том, что съемочная группа приглашает всех желающих без ограничения возраста принять участие в массовых сценах съемки фильма.

В выходные ко мне приехала из г. Дзержинск сестра с сыном, она узнала о том, что в Гороховце снимается кино, и уговорила меня и третью нашу сестру с дочерью пойти на съемки.

Итак, мы впятером пришли в клуб им. Ленина. Там было много народа, мы подошли к режиссеру, он нас направил к костюмерше, которая выдала нам одежду: мне – голубое платье сестры милосердия и белую косынку с красным крестом, а сестрам и племянникам – одежду простых людей.

Во время съемок я с другими сестрами милосердия обходила «больных холерой», давала им пить, поправляла одеяла, подушки. В это время рядом у окна, стояли исполнители ролей врачей, среди них был и Георгий Тараторкин, – они о чем-то беседовали. И так было несколько дублей.

На следующий день мы пришли снова. Мне выдали другую одежду, не бедной женщины: кофту, юбку длинную и сапожки со шнуровкой почти до колен. Во время набата нам нужно было бежать вместе со всей толпой людей. Мы бегали раз пять. То электрические провода в кадр попали, то режиссер заметил у бегущей женщины на руке часы, то улыбку на лице заметили и т.д.

После съемок в клубной кассе нам по паспортам и специальным талонам выдавали деньги – по 3 рубля за день, а это было неплохо. В другие съемочные дни мы уже не приходили, так как сестра с племянниками уехала».

В 1985 году очевидцем съемок фильма «Набат на рассвете» был и Сергей Обидин. Ему довелось не только увидеть своими глазами, как снимается кино, но и запечатлеть на пленке этот процесс.

В рамках акции «За кадром» Сергей Обидин предоставил фотографии со съемочной площадки.