Восхождение
«Мосфильм», 1976
Режиссер Л. Шепитько. Сценаристы: Ю. Клепиков, Л. Шепитько. Операторы: П. Лебешев, В. Чухнов. Художник-постановщик Ю. Ракша. Композитор А. Шнитке. В ролях: Б. Плотников, В. Гостюхин, С. Яковлев, Л. Полякова, А. Солоницын и др.
По мотивам повести Василя Быкова «Сотников». Два опытных бойца отправляются на поиски продовольствия для партизанского отряда и попадают в плен к фашистам. Один из них переносит пытки, не сказав ни слова, и принимает смерть. Второй пытается убедить себя, что можно предоставить лишь часть информации, не самую важную, и это не будет предательством, главное — выжить и вернуться воевать. В своем стремлении выжить он заходит все дальше. И слишком поздно понимает, что важный рубеж давно перейден, возврата и очищения не будет.
Съемки фильма проходили в Муромском и Меленковском районах.
Режиссер Лариса Шепитько:
«Желание поставить «Восхождение» было потребностью почти физической. Если бы я не сняла эту картину – это было бы для меня крахом. Помимо всего прочего, я не могла бы найти другого материала, в котором сумела бы так передать свои взгляды на жизнь, на смысл жизни».
Лариса Шепитько. – М., 1982. – С. 48.
«В основу сценария, подготовленного мною в соавторстве с Юрием Клепиковым, легла повесть «Сотников», написанная известным советским прозаиком Василем Быковым. Творческую группу, работающую на муромской земле, с полным основанием можно назвать молодежной. Большинство из нас – это дети тех, кто одержал победу в Великой Отечественной войне. Лично мой отец был кадровым политработником, с боями прошел тысячи километров фронтовых дорог. Безоглядно увлекшись избранной темой, мы прочли немало книг и подлинных документов, раскрывающих героику тех лет, просмотрели много фронтовой кинохроники, побеседовали со многими участниками боевых сражений. Основные роли исполняют молодые актеры. Например, Борис Плотников, приглашенный из Свердловского театра юного зрителя, создает образ Сотникова, а Владимира Гостюхина, работающего в Центральном театре Советской Армии, кинозрители увидят в образе Рыбака. С большим воодушевлением участвуют в массовых съемках наши гостеприимные хозяева – жители Мурома и близлежащих населенных пунктов».
Фильм снимается в окрестностях Мурома // Призыв. – 1976. – 19 февраля. – С. 4.
Актер Владимир Гостюхин:
«Лариса собрала нас заранее, мы с Борей Плотниковым неделю бродили по Мурому, он — в шинели, я — в полушубке, много репетировали, говорили.
Пятое января 1976 года. Начались съемки. И город Муром с его окрестностями превратился в Белоруссию зимы 1942 года. Натурные съемки шли зимой, в период устойчивых сорокаградусных морозов, и было это под Муромом, большей частью в открытых всем ветрам местах. От всех участников съемочной группы требовалось огромное напряжение физических и духовных сил. Работа над картиной, как бой, ставила каждого из нас в экстремальные ситуации».
Гостюхин В. Снегом обожженное лицо / В. Гостюхин // Лариса Шепитько. – М., 1982. – С. 40-46.
«В этой знаменитой картине, осыпанной призами и ставшей классикой советского кино, я сыграл одну из главных ролей – Рыбака. Поразительно, как мы делали финальную сцену. В ней не за что было уцепиться – в сценарии было только написано, что чувствовал Рыбак в конце. Сначала Лариса начала мне читать этот текст громко. А я – ничего, мимо. И я попросил ее: «Лариса, шепотом, шепотом». Тогда она стала читать таким пронзительным шепотом, что каждое слово входило в меня, как гвоздь: бум, бум. И я вышел из этого мира и точно вошел в состояние Рыбака. Это была уже работа за гранью. Конечно, потом я долго приходил в себя. В меня влили водки стакан, и я тяжело, трудно, на руках у Ларисы возвращался в реальный мир. Примерно полгода я был на грани психического срыва. К счастью, потом постепенно пришел в себя».
Гостюхин В. «Я сделал свою жизнь сам» / В. Гостюхин // Культура. – 2007. – 31 мая - 6 июня (№ 21). – С. 16.
Писатель Василь Быков:
«Все, работавшие с нею над «Восхождением», знают, как давалась ей эта далеко не «женская» картина, но и Лариса была наделена безусловным пониманием того, что только она может сделать то, что она делает».
Быков В. Никто не заменит ее / В. Быков // Лариса. – М., 1987. – С. 32.
Художник Юрий Ракша:
«Восхождение» почти целиком снято на натуре. Природа в этом фильме – активное действующее лицо, третий главный герой. Нужна была аскетическая пластика черно-белой гаммы. Сдержанный колорит: чистое небо, белый снег… И нужен был городок, где происходит казнь, с площадью и подходом к ней, которые могли бы стать образом-символом, раскрывающим, кульминирующим идею восхождения к подвигу. Я нашел такую площадь в Муроме, я в нем бывал раньше. В нашей скупой, внешне однообразной, изобразительно бедной природе мы искали один образ – образ Родины. Мы искали его черты и в реальных, динамичных оврагах в окрестностях Мурома, и в бескрайних заокских далях, открывавшихся Сотникову перед смертью».
Ракша Ю. Мое произведение – наш фильм / Ю. Ракша // Лариса. – М., 1987.
«Достопримечательности древнего Мурома и его живописные окрестности вновь привлекли внимание творческих работников киностудии «Мосфильм». Здесь под руководством заслуженного деятеля искусств РСФСР Ларисы Шепитько ведутся натурные съемки художественной киноленты «Восхождение».
Фильм снимается в окрестностях Мурома // Призыв. – 1976. – 19 февраля. – С. 4.
«Три месяца работала киносъемочная группа студии «Мосфильм» в Муромском и Меленковском районах. Снималась кинокартина «Восхождение» по роману «Сотников» белорусского писателя Василя Быкова. Почему в старинных русских деревнях проходили натурные съемки? Дело в том, что в Белоруссии война уничтожила почти все деревни. На руинах и пожарищах отстроены новые селения, которые не могли служить фоном и местом действия героев фильма. Долго шли поиски места съемок, пока режиссер Лариса Шепитько не остановилась на муромских деревнях и селе Ляхи. В селе Ляхи снимался один эпизод, но, пожалуй, самый центральный в фильме – привоз фашистами пойманных советских партизан во двор полицейского управления. Здесь сняты кадры допроса, затем финальная часть фильма – трусость и предательство Рыбака. Возле деревни Большая Сала киносъемочная группа засняла въезд в местечко. В роли Сотникова снимался артист Свердловского детского театра Борис Плотников, в роли Рыбака – актер театра Советской армии Владимир Гостюхин».
Владимиров М. Фильм снимался и в Ляхах / М. Владимиров // Коммунар. – 1976. – 8 апреля. – С. 4.
«С большим воодушевлением участвовали в массовых съемках многие жители Мурома и близлежащих населенных пунктов Муромского и Меленковского районов. Они оказывали киноработникам всяческое содействие в осуществлении творческих замыслов. Больше месяца находилась на страже здоровья участников съемочной группы фельдшер городского туберкулезного диспансера Галина Белякова».
Витальев Б. Творческий отчет мосфильмовцев / Б. Витальев // Призыв. – 1976. – 8 ноября. – С. 3.
«Съемочная группа прибыла в Муром холодной зимой 1976 года. Режиссер специально выбрала для натурных съемок угрюмые муромские леса - фильм должен был получиться предельно правдивым и жестким. Съемки боевых действий партизан проводились в Меленковском районе, в лесах за Ляхами. 9 января 1976 года снимали возвращение Сотникова и Рыбака в лагерь. Основные съемки развернулись в самом городе, «на кругу», как называют площадь Революции горожане, в районе магазина «Окский». Эта часть города была превращена в оккупированный немцами белорусский город. Всюду вывески на немецком языке, немецкие солдаты – их роли исполняли студенты муромского института. Муромцы обеспечивали всю массовку».
Шибанов В. Мои встречи с Ларисой Шепитько / В. Шибанов // Муромский край. – 2013. – 27 февр. (N 20). – С. 12.
Фрагменты фильма, снятые на территории Муромского и Меленковского районов, а также фрагменты документального фильма Е. Безбородова «Восхождение Ларисы Шепитько. Фильм о фильме» 2008 г. о съемках в г. Муром.
В рамках акции «За кадром» Виталий Александрович Шибанов предоставил фотографии со съемочной площадки.
Автор фотографий во время съемок фильма являлся внештатным корреспондент газеты «Муромский рабочий», встречался с режиссером Ларисой Шепитько и брал у нее интервью.