В огне брода нет
«Ленфильм», 1967
Режиссер Г. Панфилов. Авторы сценария: Е. Габрилович, Г. Панфилов. Оператор Д. Долинин. Художник-постановщик М. Гаухман-Свердлов. Композитор В. Биберган. В ролях: И. Чурикова, А. Солоницын, М. Глузский, М. Кононов, М. Булгакова, Е. Лебедев, В. Кашпур, М. Кокшенов и др.
В санитарном поезде, вывозящем раненых с фронтов гражданской войны, работает медсестрой комсомолка Таня Теткина. Совсем юная, застенчивая девушка искренне и самоотверженно предана своему делу. Она далеко не все еще понимает из происходящего вокруг, многое лишь смутно ощущает, пытаясь выразить это своими рисунками и отношением к близким людям, которых она находит и теряет в эти трудные дни.
«В громадном павильоне, где устраивать бы кинобалы персон на пятьсот, выстроили маленькую декорацию – железнодорожный вагон дореволюционного образца. Выстроили добротно, со всеми подробностями, со всей его теснотой, неуютностью, казенностью. В этом вагоне группа молодого режиссера Глеба Панфилова должна была снять чуть не половину фильма, носящего элегическое название «О том, что прошло» и имеющего несколько стилизованный и заключенный пока в скобки второй заголовок – «Любовь и смерть Тани Теткиной». Сценарий написан Габриловичем вместе с Панфиловым.
Итак, маленький железнодорожный вагон в огромном павильоне. Он принадлежит санитарному поезду, вывозящему раненых с фронтов гражданской войны. Время действия – лето 1918- весна 1919 годов. Место действия – средняя полоса России. Главная героиня – санитарка Таня Теткина».
Карпенко А. История будней : [Репортаж из Ленинграда] / А. Карпенко // Советский экран. – 1967. – № 14. – С. 10-11.
«Найти для съемок «разбитый полустанок» спустя почти пятьдесят лет после окончания Гражданской войны было, конечно, не просто. Объехали старые города Ленинградской области, были в Пскове, Рязани, Касимове, других местах. Искали старую железнодорожную станцию с пакгаузом, водокачкой, старый паровоз. Нашли под Муромом. Станция Безлесная. Неоценимую помощь кинематографистам оказали железнодорожники - они разыскали старинные вагоны третьего-четвертого класса. На съемках царила атмосфера истинности жизни, ее подлинности. А еще была просторная река Ока. Народные песни, которые пели в перерывах бабы – участницы массовок».
Мусский И. «В огне брода нет» / И. Мусский // 100 великих отечественных кинофильмов / И. Мусский. – М., 2006. – С. 298-301.
Режиссер Глеб Панфилов:
«Рассказ «Случай на фронте» был опубликован в «Красной нови» 39-го года. Евгений Иосифович Габрилович крепко запамятовал, что является его автором. Я объяснял: «Ну как же — Гражданская война, девушка-сирота, санитарка... любит рисовать». Он, наконец, вспомнил. Но, как и предупреждали меня однокурсники, посоветовал поработать со своими учениками — Ильей Авербахом или Натальей Рязанцевой. Я настаивал: «Только Вы». Почувствовав мою решимость, Габрилович благословил: «Пишите сами. Если понравится — помогу, а нет — не взыщите». С этим напутствием я сел в свердловский поезд. Проезжали Оку — было лето, вечерело... Удивительный покой, тишина, вдали за рекой — город. Вспомнил детство — мама и бабушка родом из этих мест, часто их вспоминали. Понял: этот удивительный закат и река жили во мне с самого детства. Тут же придумал первые эпизоды «В огне брода нет». Заперся на даче — за четыре недели написал 114 страниц, нарисовал портрет героини Тани Теткиной».
«…Летом 66-го года работал над режиссерским сценарием — и вдруг «зацепил» конец телеспектакля: какая-то девушка, почти школьница, танцевала вальс. Меня поразило ее лицо. Титров не было, на телевидении никто не знал, кто такая, но я верил: найду! Собрал съемочную группу, а героини все нет. Дал почитать сценарий Ролану Быкову — хотел попробовать его на роль комиссара, которого потом сыграл Солоницын. Ролан похвалил текст, отказался (был занят «Айболитом-66»), но сказал: «Я назову артистку, которая должна сыграть эту роль. Попробуй Лидию Чурикову из Московского ТЮЗа». Привезли Чурикову, оказавшуюся Инной. Захожу в кабинет, вижу, девушка читает сценарий, поднимает на меня глазки — Боже мой, та, которую я ищу! Начали работать, она была еще неопытная актриса, вместе искали образ. Но уже понимал — в моих руках Жар-птица».
Панфилов Г. «Мужики позволяют себе капризничать, а бабы тянут воз» / Г. Панфилов // Культура. – 2014. – 23-29 мая (№ 17). – С. 12.
Художник Марксэн Гаухман-Свердлов:
«Основные натурные съемки будут вестись на станции Безлесная. Почему была выбрана именно эта станция? Ответить на этот вопрос не просто, как не просто было найти место съемок. Много пришлось поездить, чтобы отыскать маленькую провинциальную станцию, сохранившую колорит тех далеких времен. Вы понимаете, что «глухих» мест сейчас не найти, всюду новое строительство, всюду перемены. И на Безлесной пришлось кое-что воссоздать заново, придать ей окончательный облик провинциальной станции».
Богатенкова Н. «Ленфильм» избрал станцию Безлесную / Н. Богатенкова // Муромский рабочий. – 1967. – 17 мая. – С. 4.
Актриса Инна Чурикова:
«За эти пять лет я сыграла немало самых разных ролей. Из них две большие и трудные. Это Таня Теткина в фильме «В огне брода нет» и Паша Строганова в «Начале». Русские девушки. Хорошие. Честные. Искренние. Талантливые. Мне кажется, именно на таких земля держится. Мне эти работы принесли большое счастье. Но я не смогла бы сыграть их по второму разу: так много душевных сил я в них вложила…»
Инна Чурикова / И. Чурикова // Советский экран. – 1971. – №7. – С. 9.
«Основные натурные съемки будут вестись на станции Безлесная и в Муроме. Сейчас у съемочной группы начались самые жаркие дни: работа с массовкой. Требуются не только люди, которые будут представлять красноармейцев и крестьян, но и старые предметы быта, утварь, одежда».
Богатенкова Н. Фильм снимается в Муроме / Н. Богатенкова // Призыв. – 1967. – 19 мая. – С. 4.