Свято-Благовещенский монастырь (г. Киржач)
Свято-Благовещенский монастырь был основан в 1358 г. и сыграл важную роль в появлении самого города Киржача.
Согласно летописным источникам Троице-Сергиевой лавры, в 1358 г. преподобный Сергий Радонежский покинул основанный им Троицкий монастырь, из-за нежелания вступать в мелочную борьбу за власть со старшим братом Стефаном. На крутом берегу реки Киржач, где бил родник с чистейшей водой, Сергий с присоединившимися к нему несколькими монахами Троицкой обители построил деревянную церковь, колодец над родником и основал новый мужской монастырь.
В Киржаче Сергий пробыл около четырех лет, а затем вернулся в Троицкий монастырь. Но с Благовещенским монастырем не прерывал связь, контролируя все его дела. После себя Сергий оставил здесь ученика Романа, который всю жизнь посвятил строительству и благоустройству монастыря, где и был похоронен как его первый игумен. В 1980 г. он был канонизирован под именем Романа Киржачского.
По отрывочным записям, сохранившимся в Лавре, известны имена первых строителей Киржачского монастыря: Андроник (1492 г.), Иона Лопотуха (1519 г.), Арефа (1531 г.), Арсений (1542 г.), Константин (1566 г.) и другие. При них были возведены два каменных храма – собор Благовещения Пресвятой Богородицы (на месте старой деревянной церкви) и большая трапезная церковь, освященная в честь преподобного Сергия Радонежского (она была взорвана в начале 1930-х гг., на ее месте установлен поклонный крест).
Точная дата постройки главного, Благовещенского собора, неизвестна, но его архитектурные формы позволяют отнести здание к началу XVI в. Он представляет собой однокупольный храм кубической формы, стоящий на подклете. Каждый фасад разделен широкими лопатками на три килевидные закомары. В основании светового барабана с щелевидными окнами – двухъярусный украшенный кокшниками восьмерик, придающий храму торжественность и нарядность. Снаружи собор имеет крытую галерею-гульбище, окружающую его с трех сторон. Пропорциональностью и завершенностью форм собор до сих пор привлекает внимание.
Монастырь был окружен каменной оградой, за которой с северной стороны находилась часовня над колодцем, выкопанным Сергием Радонежским. В самом начале XXI в. на ее месте была выстроена новая часовня, сохраняющая родник – единственное оставшееся здесь прижизненное свидетельство деятельности святого.
По мере развития монастыря на месте непроходимых лесов вокруг него появились селения и слободы. Благодаря славе своего основателя, Благовещенский монастырь пользовался большой известностью и вниманием русских князей и бояр. Они одаривали его землями, крестьянами и различными угодьями, так что скоро он стал одним из богатейших монастырей северо-восточной Руси.
К середине XVI века Киржачский Благовещенский монастырь являлся вторым из 14 приписных монастырей Троице-Сергиевой обители. В нем подвизалось 90 монахов. Настоятель Киржачского монастыря, который, как правило, назначался из числа монахов Троицкого монастыря, занимал вторую ступеньку после Троицкого архимандрита. Владения монастыря разрослись и располагались в Переславском, Дмитровском, Владимирском и Юрьевском уездах. Монастырь имел своих крестьян, собственные рыбные ловли, шесть водяных мукомольных мельниц, две солеварницы, доходы с ярмарок.
Однако жизнь монастыря не была безоблачной, на него и соседние поселения не раз обрушивались несчастья. Например, в 1571 г. разразилась моровая язва, многие села на Киржачской земле вымерли. В 1598 г. монастырь пострадал от большого пожара и обеднел. Он стал местом ссылки из Лавры «иноков, которые затевали безделье,… для усмирения». Пережил монастырь и разорение от польско-литовских войск в 1609-1612 гг.
В XVII в., в царствование Алексея Михайловича Романова, обитель оправилась от потрясений и еще больше расцвела. Этому способствовало развитое монастырское хозяйство и покровительство именитых бояр. По их настоянию, в 1668 г. Алексей Михайлович уступил монастырю сборы с пяти ярмарок, проводимых в Киржаче.
В 1656 г. рядом с Благовещенским собором на средства боярина Ивана Милославского в память о его родителях была построена каменная Спасская церковь-колокольня. Впоследствии здесь была устроена фамильная усыпальница рода Милославских.
Простой и четкий четверик Спасской церкви поставлен на подклете и вместо традиционных глав завершен значительно меньшим по диаметру восьмериком шатровой колокольни. Такой тип храма назывался «церковью под колоколы» и был в XVII в. достаточно редким и весьма интересным. Верхняя часть фасадов по всему периметру украшена двумя ярусами фриза из рельефных кокошников, размежеванными четко выделенным профилем. Особую декоративность храму придают окна, пышно оформленные наличниками в виде боковых колонок и килевидных и треугольных очелий.
Спасская церковь соединена с Благовещенским собором площадкой-гульбищем и составляет с ним единое целое, хотя их строительство разделяет почти столетие. Такой прием был очень редок в древнерусской архитектуре, и зодчие использовали его с большим художественным вкусом.
Фрески и мозаика в оформлении интерьеров, судя по документальным описаниям, были выполнены талантливыми мастерами. В росписи Спасской церкви участвовал известный русский иконописец, ученик Андрея Рублева – Федор Ушаков.
В середине XVII в. Киржачский монастырь прославился литературными трудами своего игумена Александра, составившего церковную службу и жизнеописание преподобного Даниила, игумена Переславского Горицкого монастыря.
В первой половине XVIII в. Благовещенский монастырь продолжал процветать и расширяться.
Но 1764 г. стал для него поистине трагическим. После того, как Екатерина II подписала Манифест о передаче монастырских земельных владений и населяющих их крестьян государству Киржачский монастырь был упразднен. Его имущество было передано в Троице-Сергиеву Лавру, братия переведена частью туда же, частью в другие монастыри. Монастырские церкви стали приходскими. Ввиду малочисленности и бедности прихожан они почти столетие пребывали в упадке.
В том же году из подмонастырской слободки было образовано казенное село Киржач. Спустя 14 лет его объединили с селом Селиванова Гора. Тогда же новое образование получило статус уездного города с названием Киржач.
Одно заметное событие этого периода осталось в истории бывшего монастыря: в 1823 г. при проезде через Киржач древние храмы обители посетил император Александр I. В память об этом визите в ризнице Благовещенского собора хранилось пожертвованное царем позолоченное серебряное блюдо с вензелем «А I», на котором горожане преподнесли царю хлеб-соль.
В середине XIX в. монастырские храмы были возрождены, благодаря подвижническим усилиям киржачских семейств, прежде всего, представителей торгового дома Соловьевых. Глава семейства А. П. Соловьев с 1844 г. в течение 17 лет был бессменным старостой Благовещенского собора. Он обучился в Троице-Сергиевой лавре иконописному делу и вместе с сыном Петром расписал стены Благовещенского собора и церкви Сергия Радонежского, за что получил благодарность от императора и благословение Святейшего Синода. Именно навыки церковной живописи позволили Петру Соловьеву позже зарабатывать деньги рисованием узоров на тканях, производимых в Богородском уезде, а в 1849 г. – основать производство шелковых материй в самом Киржаче. Попечение же храмов после смерти отца продолжил его старший сын Александр Соловьев.
В 1864–1869 годах А.А. и П.А. Соловьевы воздвигли недалеко от могилы своих родителей величественный храм в честь Всех Святых с высокой пятиярусной колокольней. Ими же была пожертвована дорогая церковная утварь, а на колокольню – большой колокол весом в 500 пудов.
С приходом советской власти судьба монастыря вновь оказалась под угрозой.
23 мая 1923 года, в ходе общероссийской кампании по закрытию монастырей, Киржачская Ликвидационная комиссия закрыла Благовещенский, Спасский и Сергиевский храмы. Спустя три месяца их признали «историческими по своей древности» и вместе с усыпальницей преподобного Романа и имевшим «историческое и художественное значение» имуществом передали Главмузею.
В это же время, благодаря энтузиазму местного учителя Николая Васильевича Синичкина, на территории обители был учрежден Киржачский церковно-бытовой музей, которому дали статус филиала Владимирского государственного музея.
В Спасском храме разместилась экспозиция «древнерусского церковного искусства», состоявшая из икон XIV–XVII веков, серебряных изделий XV–XIX веков, церковной утвари и шитья XVI–XIX веков, резьбы по дереву, каменных могильных плит XV и XVII веков, древних рукописей и старопечатных книг.
Всехсвятский храм с пятиярусной колокольней второй половины XIX в., не представлявший, по мнению властей, особой ценности, в музейный комплекс не вошел. Кроме церквей Киржачский музей получил в свое распоряжение братский корпус XVII–XIX веков, крытый железом сарай «для хозяйственных нужд» и церковный магазин, построенный в старой монастырской ограде в начале XX века.
В 1924 г. древние храмы обители – Благовещенский собор с усыпальницей преподобного Романа Киржачского, Спасский и Сергиевский храмы, были внесены в «Список охраняемых государством памятников истории и архитектуры Владимирской губернии» и поставлены на учет в музейном отделе Главнауки Наркомпроса РСФСР. Это во многом определило их дальнейшую судьбу – до конца 1990-х годов она решалась в противоборстве государственных культурно-охранительных организаций с органами местной власти.
Благовещенский собор и Спасский храм находились в непосредственной эксплуатации музея до 1929 года.
А в начале апреля 1931 г. музей был варварски разграблен местными хулиганами.
После ограбления гибель лишенного хозяина музея приобрела необратимый характер. Ее ускорило уничтожение весной 1932 г. Сергиевского храма – при его взрыве в близко стоявших к нему музейных храмах были выбиты стекла и открыты двери, и музейное имущество стало растаскиваться и использоваться на отопление.
Опустевшие после уничтожения музея монастырские храмы Горсовет и Райисполком сдали под склады и мастерские. В годы Великой Отечественной войны Благовещенский собор использовался под склад боеприпасов. Тогда же в одном из его нижних помещений приютилась керосиновая лавка Киржачского «Торга», выселенная оттуда лишь в конце 80-х годов ХХ века.
К 1936 г. Всехсвятский храм вместе с колокольней и надвратной церковью переоборудовали под пекарню «Городской потребкооперации». Хлебокомбинат просуществовал здесь до 1990-х годов.
Братский корпус монастыря, использовавшийся сначала под нужды музея, в 1950 г. заняла сначала городская библиотека, а в начале 1980-х ее сменил отдел вневедомственной охраны городского ОВД.
В начале 1960-х годов архитекторы-реставраторы из «Владимирреставрации», обеспокоенные критическим состоянием киржачского архитектурного ансамбля, убедили областную власть в необходимости его срочной реставрации.
Реставрация Благовещенского собора и храма Всемилостивого Спаса в 1963–1964 гг. была доверена суздальским мастерам.
В конце 1980-х годов на защиту древнего монастыря, связанного с именем преподобного Сергия Радонежского, встала киржачская общественность. В 1990 г. Благовещенский и Спасский храмы были возвращены Русской Православной Церкви.
В июле 1995 г. Свято-Благовещенский монастырь был возобновлен, но уже как женская обитель.
В 1997 г., в день обретения святых мощей преподобного Романа Киржачского, г. Киржач посетили патриарх Московский и всея Руси Алексий II, архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий.
С 2005 г. в городе ежегодно проходят духовно-религиозные и историко-краеведческие чтения, посвященные основателям Киржача Сергию Радонежскому и Роману Киржачскому (Романовские чтения).
Источники:
Королькова В. Свято-Благовещенский монастырь // Владимирская область : интерактивный путеводитель. – М., 2017. – С. 297-299.
История монастыря. – Текст: электронный // Свято-Благовещенский епархиальный Киржачский женский монастырь : [официальный сайт]. – URL: http://www.kirobitel.ru/monastyr/1358-1764-ot-osnovaniya-do-uprazdneniya/ (03.09.2021).