Всего на сайте
изданий:  10514
статей:  1169
Электронная библиотека
search

Благовещенский монастырь (г. Вязники)

В 1640 г. в Вязниковскую слободу на поклонение чудотворной иконе Казанской Божией Матери прибыл царь Михаил Федорович. Тогда к нему обратился вязниковский староста Иван Мухин с челобитной, в которой просил разрешения устроить здесь монастырь.

Уже в 1641 г. по указу царя Михаила Федоровича на берегу речки Выдерки (ныне не существующей) к западу от слободы был основан Благовещенский Семибратский монастырь.

В 1643 г. были построены деревянная церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы с приделами преподобных Михаила Малеина и Алексия человека Божия и деревянные кельи.

В 1649 г. по просьбе монахов царь пожаловал монастырю земли. Обители было отдано озеро Юхро и исток Юхорец с богатыми рыбными ловлями. Следующим вкладом государя в 1650 г. стали огороды вдоль речки Выдерки. Члены царской семьи и ближайшее окружение стали вкладчиками монастыря, почти каждый год отписывая земли во владение вязниковским монахам.

В 1683 г. вместо деревянных церквей был выстроен каменный двухэтажный храм в честь Благовещенья Пресвятой Богородицы. В нем отразились типичные для XVII в. архитектурные и декоративные приемы храмового строительства. Пятиглавый, квадратный в плане, с двумя ярусами апсид, собор выглядел монументально и одновременно празднично за счет внешнего декора. Главы храма возвышаются на глухих барабанах, верх которых украшен зубчатым карнизом, а поверхность стен – аркатурно-колончатым поясом. Нижние части здания и элементы декора визуально массивнее, чем верхние. Они переходят от широких и тяжеловатых лопаток, оформляющих фасад подклетного яруса собора, к более легким и стройным колонкам оконных наличников и барабанов глав. В стиле древнерусского зодчества оформлены окна собора: их наличники состоят из ряда каменных резных рам, верх которых образует килевидные арки.

На каждом фасаде Благовещенского собора помещены по три ложные полукруглые закомары. Обращает на себя внимание охватывающий храм с трех сторон необычный фриз в виде взаимосвязанных букв «ж». С северной стороны, где был главный вход, фриз отсутствует. Это имело свое объяснение: прихожане попадали в холодную церковь второго яруса (она находилась над теплой подклетной церковью) по переходу через нижний объем колокольни, в который вела выдвинутая вперед лестница, непосредственно примыкающая к колокольне. Видимо, зодчие хотели привлечь внимание к необычному входу, находящемуся в достаточном отдалении от храма. Плоскость стены северного фасада без фриза лучше подчеркивала художественные формы крыльца, ярусов колокольни и переходов. Галерея лестницы и карниз колокольни декорированы ширинками с узорчатыми изразцами.

К концу XVII в. были выстроены каменные монастырские кельи, а сам монастырь обнесен каменной стеной со святыми воротами, над которыми возвышалась надвратная церковь Всех Святых.

Секуляризация 1764 года обошла монастырь стороной, и он продолжал действовать. Однако, лишившись государевых вкладов, он был отнесен к заштатным.

В 1912 г. каменные кельи были перестроены и расширены. В монастырском хозяйстве были каменные сараи, погреб, конюшня, скотный двор, баня. При монастыре действовала школа.

В 1916 г. Благовещенский монастырь особым указом Священного Синода был преобразован в женскую обитель. Настоятельницей была назначена игуменья Серафима из Серапионово-Алексеевской общины, которая была вблизи от Вязников.

В 1920-е годы монастырь закрыли и монахини удалились в Серапионовскую пустынь, где впоследствии были арестованы.

В 1930-е гг. на территории закрытого монастыря было выстроено здание техникума льняной промышленности. Монастырская ограда с южными воротами была разобрана до основания, а келейные корпуса отобраны в жилой фонд города. Только благодаря усилиям музея и присвоению Благовещенскому собору статуса памятника архитектуры он сохранился практически в первозданном виде.

В 1990-х годах Благовещенский собор был передан Русской Православной Церкви, став приходским храмом.

В 1999 г. архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий благословил возрождение монастыря. Нынешняя матушка Серафима (Старых) приехала в Вязники из Шамординского монастыря, что возле Оптиной пустыни.

В 2004 г. на пятилетие возрождения монастыря иконописцу Ирине Карповой из Нижнего Новгорода был заказан Список с иконы Казанской Божией Матери. Вскоре был изготовлен деревянный киот, куда поместили икону. В 2014 г. обнаружили, что она мироточит. А на стекле киота появился нерукотворный лик Богородицы.

Вязниковский Благовещенский монастырь, благодаря своим святыням, стал местом паломничества и туризма.

Источники:

Королькова В. Благовещенский монастырь // Владимирская область : интерактивный путеводитель. – М., 2017. – С. 242-243.

Горянина Т. Туризм в Вязниках : чудеса и иконы // Владимирские ведомости. – 2015. – 4 сентября. – С. 3.

Свято-Благовещенский женский монастырь в г. Вязники. – Текст: электронный // Синодальный отдел по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви : [сайт]. – URL:  https://monasterium.ru/monastyri/monastery/svyato-blagoveshchenskiy-zhenskiy-monastyr-v-g-vyazniki/ (02.09.2021).